В ноябре 1941 года шла оборона Москвы. СССР в полном напряжении сил: от передовой до глубокого тыла. В Петропавловск эвакуирован из Харькова спиртовой завод. Холодное, необустроенное помещение розлива. Усталые женщины, проводившие мужчин на войну, вручную моют бутылки и разливают спирт. Спирт используют и в госпиталях, и для боевых «наркомовских» ста грамм.
Таким было начало знаменитого ПВЗ. Самоотверженный тыловой труд сделал чуть более возможным наш флаг над Рейхстагом, спас множество раненных и обогрел бойцов в промерзших окопах. Шли годы, завод обустраивался. К 1980-м годам ПВЗ – автоматизированное, современное предприятие.
«Горбачевская кампания» не смогла уничтожить флагман казахстанского водочного производства, хотя основательно подрубила его, прекратив производство вина. Завод выживал, как мог. В годы независимости начался новый расцвет ПВЗ: уже к 1991 году удвоился выпуск водки, появились первые собственные бренды. Качество и заслуженная репутация способствовали тому, что напитки ПВЗ были востребованы и в Казахстане, и в соседней России.
В 2012 году ПВЗ занимал 12% отечественного рынка водки, но уже со следующего года Правительство стало резко поднимать ставки акцизов, приведя к тому, что легальная водка стала не по карману значительной доле казахстанцев. Любой запрет алкоголя – будь он в виде «Сухого закона» или запретительной цены, приводит к росту нелегальных поставок. Конкурировать с «черным рынком» с одной стороны, и с настойчивым импортом – с другой, для ПВЗ было все сложнее. И без того основательно изношенный, завод все меньше мог вкладывать в современные методы конкурентной борьбы: обновление брендов, оплату мест на полках. Несмотря на это, ПВЗ сохранял главное свое достояние - специалистов.
Казахстан начал повышать акцизы без оглядки на покупательную способность граждан после того, как решил подписать «Соглашение о гармонизации акцизов» в ЕвразЭС. Совпадение ли, что бенефициарами этой политики стали российские и белорусские водочные бренды, занявшие более половины полочного пространства в казахстанской рознице? При этом, в РФ доля импортной водки на полках не превышает и 2%.
Государство, руководствуясь благими намерениями, стало "убивать" курицу, несущую золотые яйца. ПВЗ к тому времени был одним из крупнейших налогоплательщиков Северо-Казахстанской области. Кризис настал предсказуемо, но резко. Во второй половине 2017 года завод остановил производство, исчерпав оборотный капитал. Его ждал неизбежный распад: уход специалистов, распродажа уникальных активов, потеря места в сознании потребителя. В этот момент, руководство области приложило все усилия, чтобы завод не умер, проводя переговоры с инвесторами, и уже к концу года на завод пришел новый владелец, сразу вложивший немалые средства в сырье и товарные запасы.
Возможно, этот кризис запустил осмысленный диалог отрасли и государства. На следующий год была создана профессиональная отраслевая ассоциация, QazSpirits, а в 2019 прекратилась порочная практика задирания акциза без оглядки на доходы населения.
Вся линейка продукции ПВЗ была обновлена, но общеизвестные бренды все так же радуют ценителей. Началась реконструкция основных фондов предприятия. Со стороны завод еще выглядит непритязательно, мало изменившись внешне с 1970-х. Но это небольшое, 9,6 га, производство приносит больше налогов, чем любая другая компания СКО.
Продукцию ПВЗ распробовали, наконец, и за рубежом. Пробные поставки в Азербайджан, Германию, Россию уже идут. И то сказать: не каждая известная марка водки в мире похвалится пшеничным спиртом и артезианской водой в составе.
*На правах PR.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1944709-80-let-ispolnilos-petropavlovskomu-vodochnomu-zavodu/