Пандемия не закончилась, а бизнес-активность уже началась. Международные торговые потоки активизировались на фоне восстановления мировой экономике. О том, как себя чувствует казахстанский экспорт, и какие перспективы у нашей страны нарастить внешнюю торговлю несырьевыми товарами, рассказывает генеральный директор компании-оператора по поддержке экспорта АО «QazTrade» Азамат Аскарулы.
- В юбилейные годы принято подводить некие промежуточные итоги развития. Как за прошедшие десятилетия изменилась внешняя торговля Казахстана?
- В мировой политике наша страна – ответственный и надежный партнер, пользующийся бесспорным международным авторитетом. За историю своей 30-летней независимости, благодаря выверенной внешней политике, Казахстан сумел построить хорошие отношения со всеми странами мира. В том числе и в торговой сфере.
Товарооборот Казахстана с момента обретения независимости растет ежегодно со среднегодовым темпом роста в 12,1%. А за 1995-2020 гг. внешняя торговля выросла в 9,5 раз с 9,1 до 86,5 млрд долл. США. Причем более половины и в 1995-м, и сейчас приходится на наш экспорт: 52 и более 55% соответственно.
- Какую долю из этого экспорта занимает несырьевой?
- В общем объеме экспорта доля готовой продукции и услуг превышает 30% - это порядка 22 млрд долларов. И этот показатель год от года растет. У нас стоит цель – довести объемы экспорта готовых товаров и услуг до 41 млрд к 2025 году.
Пандемия существенно затормозила процесс наращивания экспорта, но в этом году мы наверстываем упущенное: прирост экспорта обработки только за 9 месяцев вырос на четверть.
С начала года Казахстан экспортировал уже около 4000 обработанных товарных позиций. Всего в перечне экспортируемых товаров около 4,6 тыс. наименований.
Наибольшим спросом на импорт за границей пользуются медь, ферросплавы, нефтепродукты, уран и прокат из стали казахстанского производства.
Продукция пищевой промышленности и машиностроительной отрасли также демонстрируют прирост экспортной выручки. Основными товарами экспорта пищевой промышленности являются: пшеничная мука, подсолнечное масло, макаронные изделия, мясо и субпродукты домашней птицы, минеральные и газированные воды, растительные жиры и мучные кондитерские изделия и т.д. В машиностроительной отрасли можно выделить такие товары как легковые автомобили, части подвижного состава, транспортные средства промышленного назначения, аккумуляторы, подшипники, трансформаторы и грузовые автомобили.
Казахстанские товары металлургической промышленности востребованы в Китае, России и Турции. Основными импортерами товаров нефтехимии являются Нидерланды, Украина и Таджикистан. Экспорт продукции пищевой промышленности ориентирован в Россию, Узбекистан, Афганистан и Китай. В целом наша продукция поставляется в более, чем 120 стран мира.
- Недавно в Узбекистане открылся первый "Магнум". Считается, что он может помочь казахстанским товарам выйти на узбекский рынок. Каким образом?
- Чтобы попасть на рынок любой страны, товар должен пройти, в принципе, одинаковый путь: пройти все процедуры сертификации и соответствия внутренним стандартам качества. Если речь о пищевой продукции, то должно быть заключение служб ветеринарного и фитосанитарного надзора. В некоторых странах для доступа на рынок компаниями необходимо быть включенными в реестр импортеров.
Но даже все это не дает гарантию, что продукция дойдет до потребителя.
Когда речь идет, например, о поставках металлопроката или продукции автопрома – это одно. А вот продукция АПК, пищепрома или легкопрома лучше всего «заходит» через торговые сети. Но чтобы попасть на полку, под каждый товар нужно выкупить место. А это во многих странах и дорого, и очень сложно из-за высокой конкуренции.
Открытие магазина казахстанской сети ставит наши товары, скажем так, в чуть более выгодное положение: им в узбекском "Магнуме" проще получить доступ на полки, им достаются самые выгодные места. Кроме того, сейчас прорабатывается схема, при которой мелкие производители, которым был сложен и невыгоден выход на узбекский рынок из-за небольших объемов (например, когда цена доставки «съедала» возможную прибыль), на территории Казахстана будут объединяться. И уже укрупненная партия будет доставляться на ташкентский "Магнум".
Так что мы очень надеемся, что на одном гипермаркете эта торговая сеть не остановится, и казахстанская продукция будет продаваться во всех регионах Узбекистана.
- Вы упомянули затраты на логистику. Но возмещение таких затрат входит в перечень инструментов экспортеров. Как вообще в стране организована поддержка производителей, торгующих на внешние рынки, и какое место занимает в этом QazTrade?
- QazTrade является ключевым оператором инструментов по поддержке экспорта. С 2021 года мы стали «единым окном», куда может обратиться предприниматель и получить весь спектр услуг.
Возмещение – один из более чем 20 инструментов, которыми может воспользоваться экспортер. Для бизнеса эта мера очень ценна, поскольку мы находимся в отдалении от многих рынков, и стоимость транспортировки наших товаров зачастую делает их менее конкурентоспособными. Частичное возмещение затрат экспортеров от транспорта до аренды складов и маркетингового продвижения не является панацеей, но все-таки оказывает существенную помощь для освоения нашими экспортерами «дальних» рынков.
Очень популярна такой инструмент, как торговая миссия и национальный стенд. Это уже часть сервисной поддержки экспортеров. В этом году прошло 10 торговых миссий, в которых приняли участие почти казахстанских 180 компаний. При этом на встречах участвовали более 900 зарубежных предпринимателей. Это потенциальные контрпартнеры наших экспортеров. Результат этого года по ТЭМ - более 270 млн долларов. Но главное, что предприниматели двух стран познакомились. Прямые контакты – лучший способ завязать бизнес в торговле. Так что, убежден, в ближайшем будущем мы увидим рост поставок в страны, где проходили торгово-экономические миссии.
- А как насчет экспортной акселерации? Это один из ваших инструментов. И, судя по тому, что запуск программы был прямым поручением президента, инструмент должен быть эффективным.
- Экспортная акселерация – это, можно так сказать, интенсивный и ускоренный курс по выходу и удержанию на определенных экспортных рынках. Ориентирована программа на малый и средний бизнес, имеющий достаточные мощности производства и готовые «подстроится» под экспортные запросы. Например, для выхода на любой рынок требуется получение сертификатов соответствия этой страны. Это достаточно дорогой и долгий процесс. Мы, как оператор по поддержке экспортеров, помогаем: публикуем бюллетени по особенностям техрегулирования разных стран, частично возмещаем затраты на сертификацию и т.п. Но сам бизнес должен быть готов пройти этот путь.
Или упаковка. В прошлом году, когда акселератор готовил компании на китайский рынок, предпринимателям объясняли, что потребитель КНР «пробует глазами». Если сырок завернуть в привычную нам упаковку с ягодками и коровой, то он останется невостребованным. Там любят яркое и шуршащее: красно-желтые цвета без мелких деталей.
В этом году мы готовим 100 компаний (товары и услуги) для выхода на рынки ЦА, РФ, КНР и ОАЭ. Среди этих компаний есть и те, кто уже работает на экспорт, но хочет расширить торговые горизонты, и совсем новички.
В целом же, экспортная акселерация подразумевает не только диагностику и обучение компании, но разработку экспортной стратегии, маркетинговое продвижение. И главное поиск надежного покупателя и заключение экспортного контракта. В этом нам помогают международные партнеры, которые обладают базой потенциальных покупателей.
- Каких итогов по экспорту вы ожидаете в 2021 году и какие у вас планы на год наступающий?
- В этом году мы уже достигли впечатляющих результатов. Объем экспорта несырьевых товаров за 10 месяцев, с января по октябрь, превысил 15,9 млрд долларов. Это выше, чем мы наторговали за весь прошлый год, и даже за доковидный 2019-й.
Я больше скажу, это самый высокий показатель несырьевого экспорта за все годы независимости. В ноябре и декабре торговая активность не останавливалась, контракты продолжали заключаться и экспорт только нарастал. Убежден, мы выйдем на рекордные показатели по несырьевому экспорту. У нас поставлена цель – довести объемы экспорта обработанных товаров и услуг до 41 млрд долларов к 2025 году.
Но для нас важно, чтобы рос не просто экспорт, но росло и число активных экспортеров: производств, ориентирующих свою продукцию на внешние рынки. Сейчас в каталоге экспортеров более 1000 компаний, из них активных – около 500. Мы должны сделать так, чтобы численность экспортеров, которые имеют долгосрочные экспортные контракты, выросло. Вот над этим и будем работать в следующем году.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1947512-kak-sebya-chuvstvuet-kazahstanskiy-eksport-rasskazal-gendirektor-qaztrade/