За прошлый года количество жалоб казахстанцев на предоставление и качество услуг значительно возросло. Какими отраслями экономики недовольны граждане, и как в дальнейшем предполагается решать эти вопросы, читайте в материале NUR.KZ.
Как сообщили в Комитете по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК, количество жалоб потребителей с каждым годом растет. За 2020 год было рассмотрено порядка 21 тыс. обращений граждан, в 2021 году их количество выросло до 25,2 тыс., то есть рост составил 20,5%.
Наиболее проблемные отрасли экономики, в части которых больше всего поступает жалоб, это розничная торговля (55,3%), бытовые услуги (15,2%), электронная торговля (5,3%), ЖКХ (4,3%) и авиаперевозки (1,8%)».
Как сообщают специалисты министерства, повышение качества жизни населения неразрывно связано с эффективной системой защиты прав потребителей. И реальная картина с нарушением потребительских прав гораздо обширнее в силу объективных и субъективных причин.
Ситуация с увеличением количества обращений свидетельствует о нарушениях бизнесом своих обязанностей и служит индикатором слабой защищенности потребителей, а также незначительным повышением уровня потребительской культуры.
Как отметил председатель Комитета по защите прав потребителей Аскар Тынысбеков, в результате того, что ведомством были приняты соответствующие меры, потребителям возвращено более 363 млн тенге.
Какими услугами недовольны граждане
В результате социологического опроса среди 20 тыс. граждан, проведенного в 2021 году, 42% респондентов ответили, что не применяют нормы Закона «О защите прав потребителей». 5% из общего числа опрошенных вовсе не знают о существовании такого закона, а 45% не обращались за помощью в госорганы при нарушении их интересов.
Затруднились ответить на вопрос о ситуации с соблюдением потребительских прав 14% опрошенных граждан. Эти цифры говорят о необходимости повышения уровня правовой культуры граждан.
Итоги социологического опроса показали неудовлетворенность 26,5% жителей страны оказанием услуг в сфере медицины, интернет-провайдерами – 26,4%, городским общественным транспортом – 21%.
Также, по мнению потребителей, качество товаров и услуг оставляет желать лучшего.
Наиболее повторяющиеся нарушения во всех отраслях
По итогам опроса самыми частыми нарушениями прав потребителей являются:
- ценники на прилавках и в рекламе не соответствуют стоимости при оплате товара;
- отказ в обмене или возврате товаров ненадлежащего качества;
- проблемы с сервисом по изготовлению мебели.
Ситуация осложняется тем, что национальные стандарты, определяющие качество продукции и услуг, зачастую не применяются. Например, из 18 нацстандартов и 11 ГОСТ в сфере услуг связи 8 не используются совсем.
Также не применяется нацстандарт по измерению качества услуг в сфере транспорта, логистики и общественного пассажирского транспорта.
Поэтому возникла необходимость разработать новые национальные стандарты качества жизни с отсылкой на действующие отраслевые нормативные правовые акты.
К тому же предполагается создание Национальной ассоциации потребителей, института омбудсмена, начисление общественным объединениям вознаграждений от суммы, возмещаемой потребителю, и принятие других мер.
Предложения по совершенствованию системы защиты прав потребителей призваны поднять уровень эффективности государственного регулирования в сфере защиты прав потребителей до 80% к 2025 году. Достижение намеченных целей обеспечит удовлетворенность и благосостояние граждан, а также позволит исключить возможность социальных рисков.
Напомним, что ранее среди граждан проводился соцопрос на знания в сфере пенсионного обеспечения и об их финансовом благосостоянии в пенсионном возрасте.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1954899-na-kakie-uslugi-vse-chasche-zhaluyutsya-kazahstantsy-i-kak-budut-zaschischatsya-ih-prava/