Недавно столичный поставщик электроэнергии «Астанаэнергосбыт» понес наказание за необоснованно завышенные тарифы. Почему некоторые казахстанские потребители вынуждены переплачивать за комуслуги и как депутаты предлагают с этим бороться – читайте в материале NUR.KZ.
Наказание за неправильные цифры
Комитет по регулированию естественных монополий подвел итоги большой проверки, которая стала результатом жалоб столичных жителей. Плательщики выразили недовольство тем, что компания, предоставляющая электрическую энергию, якобы завышает коммунальные тарифы. По словам жильцов столичных домов, суммы, указанные в квитанциях, порой могли превышать реальную стоимость услуги в несколько раз.
В комитете сообщили, что проверка проводилась совместно с территориальным департаментом по городу Нур-Султан. Предпринимательский кодекс гласит, что «Астанаэнергосбыт» – субъект общественно значимого рынка, на который распространяется государственное регулирование цен.
По заявлениям комитета по регулированию естественных монополий, результаты проверки выявили нарушения в начислениях оплаты «Астанаэнергосбыт».
«В ходе проверки установлено, что 32 потребителям из 56 обратившихся выставлены необоснованные суммы в размере 129 тысяч тенге. К примеру, по одному из потребителей общая сумма переплаты за четыре месяца составила 17 тысяч тенге при средней ежемесячной оплате потребителей Нур-Султана в размере 4,5 тысячи тенге за киловатт-час», – сообщили в ведомстве.
Теперь «Астанаэнергосбыт» должен устранить допущенные им нарушения. Это будет сделано путем перерасчета начисленной суммы тем потребителям, которые финансово пострадали из-за неверных показателей в квитанции. Если компания откажется пересматривать выставленные суммы, потребители вправе обратиться в комитет по регулированию естественных монополий, а также в другие компетентные ведомства.
Пока же в отношении главного столичного поставщика энергетического ресурса возбуждено административное дело по статье 167 КоАП «Несоблюдение субъектом общественно значимого рынка порядка ценообразования». По этой статье предусматривается штраф в размере 2000 МРП, что составляет более 6 миллионов тенге.
Почему страдает потребитель?
В обществе завышенные счета за электричество и другие комуслуги часто списывают на хищение ресурса компанией или банальную недобросовестность ее сотрудников, передающих неверные показатели. Однако, как выяснилось у проблемы могут быть и другие, более сложные и глобальные причины возникновения. Депутат мажилиса Александр Милютин, ранее обратившийся с запросом к премьер-министру РК Алихану Смаилову, назвал факторы, из-за которых возникает данная проблема.
По его словам, вызывает нарекания прозрачность энергетической системы в целом. Если тарифы передающих энергию компаний и надбавки снабжающих ресурсом организаций есть в открытом доступе, то тарифы энергопроизводящей стороны скрыты. Министерство энергетики само регулирует их тарифы, из-за чего подавляющее большинство граждан не обладает исходными данными. Возникает трудность: никто не знает отпускную цену производителя электроэнергии, а ведь это ключевая информация.
Другая причина необоснованно завышенных цен для конечного потребителя заключается в том, что иногда тарифы перекладываются с одних услуг на другие. Как пример, можно привести ТЭЦ, который производит и тепловую, и электрическую энергию. В итоге получается, что тепловые ресурсы контролируются комитетом по регулированию естественных монополий, тогда как энергетические – Министерством энергетики. Здесь имеет место подсчет по разным методикам, из-за чего расходы ТЭЦ на производство тепла могут распространяться на энергетические тарифы. Как итог: конечный потребитель вынужден оплачивать затраты ТЭЦ на те услуги, которых не получает.
Более того, депутат Милютин считает внутренний энергетический рынок Казахстана недостаточно конкурентным. В качестве простого примера он приводит тот факт, что практически весь объем электроэнергии казахстанские потребители получают после заключения двустороннего договора с поставщиком ресурса. Такая ситуация, мягко говоря, не способствует развитию конкуренции на данном рынке. Также, по мнению депутата, подобная практика ведет к неминуемому дефициту электроэнергии в стране. А его последствия жители некоторых регионов Казахстана уже успели ощутить на себе в конце прошлого года. Предложение депутатов следующее: вовсе отказаться от развития конкуренции и наделить правом регулировать тарифы одного закупщика.
«Представляется, что в условиях отсутствия значительного профицита электрической энергии (по аналогии с другими товарными рынками) наличие конкурентного рынка просто невозможно. Поэтому все попытки развивать конкуренцию через централизованные торги представляются неэффективными. Более целесообразным, на наш взгляд, является отказ от идеи развития конкуренции на рынке электроэнергии и законодательное наделение единого закупщика, созданного в рамках исполнения 50-го шага Плана нации «100 конкретных шагов», функцией по обеспечению единого тарифа на станциях по всей стране», – заявил Александр Милютин.
Время обновлять ТЭЦ
Актуальность имеет и проблема изношенности электрического оборудования в целом по стране. Например, в Кызылорде, Кентау, Уральске, Таразе, Степногорске износ электрооборудования ТЭЦ превысил 80%, что говорит о критичности ситуации. Стоит обратить внимание, что и в других казахстанских городах механические элементы на тепловых и электрических станциях требуют обновления и ремонта.
Уже в текущем году произошло несколько инцидентов, связанных с теплоэлектроцентралями. В Петропавловске частично рухнула первая дымовая труба, введенная в эксплуатацию в 1961 году. Всего 6 лет назад эту трубу ремонтировали, в частности, восстановили световые и звуковые ограждения, а также отрегулировали систему защиты от молнии. По словам пресс-секретаря акима Северо-Казахстанской области Тимура Абдиреша, труба не устояла под воздействием сильного ветра.
В том числе, для предотвращения подобных инцидентов, которые могут угрожать человеческой жизни и лишить целый город тепла, Министерство энергетики инициирует внесение некоторых поправок в законодательство. Они призваны усилить функции государства в энергетической сфере. Компетенция госорганов коснется контроля за исполнением ремонтных работ на казахстанских ТЭЦ.
На данный момент проводится процедура технологического аудита. После этого начнется формирование списка мероприятий, которые будут направлены либо на модернизацию станций, либо на выведение их из строя. Последнее коснется безнадежно устаревших объектов.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1965761-globalnye-obnovleniya-planiruyutsya-na-energeticheskom-rynke-kazahstana/