Вопросы, касающиеся топливного рынка Казахстана, постоянно находятся под пристальным вниманием нашего общества. Достаточно вспомнить, что январские беспорядки начались с мирных протестов против повышения цен на сжиженный газ. Как Правительство старается не допустить дефицита ГСМ и нужен ли стране еще один нефтеперерабатывающий завод – читайте в материале NUR.KZ.
Избежать топливного кризиса
Важно понимать, что на данный момент в Казахстане действует запрет на вывоз за пределы республики бензина, дизельного топлива и других видов нефтепродуктов автомобильным транспортом. Этот запрет стал результатом совместного приказа Министерства энергетики, Министерства финансов и Комитета национальной безопасности. Введение подобной меры помогает не допустить дефицита ГСМ в нашей стране.
Как выяснилось, нехватка топлива может возникать не только из-за того, что наши компании производят его в недостаточном количестве. Одной из причин дефицита топлива представители компетентных органов называют слишком большой отток нашего товара за рубеж, в первую очередь - в Россию. Министр энергетики РК Болат Акчулаков считает, что в этом вопросе важную роль играет относительно невысокая цена казахстанского топлива. По его словам, существует острая необходимость в продлении действия запрета на вывоз горючего посредством автотранспорта.
«Сегодня с Россией у нас есть диспаритет по цене, то есть наш бензин и дизтопливо значительно дешевле, чем у соседей. И в прошлые годы дефицит возникал не из-за того, что мы мало производим, а из-за того, что наш бензин постоянно утекал туда. Поэтому мы постоянно продлеваем и сейчас просим снова на полгода продлить действие этого запрета», – подчеркнул Болат Акчулаков.
Глава Минэнерго отметил, что в топливном вопросе существует фактор сезонности потребления. Нельзя отдавать слишком много горючего на экспорт, в то время, как в стране идет разгар весеннего посевного сезона. Сельхозработникам, к примеру, сейчас особенно необходимо дизельное топливо. Болат Акчулаков отметил, что важный вопрос находится на контроле Минэнерго и в стране имеется достаточный запас ресурса.
«Мы максимально создали резервы топлива. Это почти 400 тысяч тонн всех видов топлива. За весну сельхозтоваропроизводители должны потребить их. Потом резервуары освободятся. Нам лучше сейчас подстраховаться, чем потом создавать нехватку топлива. Этот запрет позволит нам иметь еще один рычаг», – прокомментировал министр энергетики потенциальное продление моратория.
Быть ли четвертому НПЗ?
Сейчас в Казахстане работают 3 нефтеперерабатывающих завода – в Атырау, Павлодаре и Шымкенте. Самым старым из них является предприятие на западе Казахстана, АНПЗ был основан в 1945 году. Павлодарский нефтехимический завод открыли в 1978 году, а Шымкентский нефтеперерабатывающий завод – в 1985-ом. Неудивительно, что все три предприятия периодически требуют ремонта. К примеру, в прошлом году каждый из них закрывался на текущий ремонт приблизительно на 20-25 дней. По некоторым данным, дефицит топлива возникает, в том числе по причине вынужденной остановки работы одного из заводов.
Уже не первый год в общественных кругах ведутся дискуссии о необходимости строительства в республике четвертого нефтеперерабатывающего завода. Идее появления в стране еще одного НПЗ уже больше 10-ти лет. Сторонники инициативы считают, что благодаря этому Казахстану удастся избежать дефицита топлива и в целом обеспечить стабильность на рынке ГСМ. Однако далеко не все считают эту задумку удачной. Например, эксперт нефтегазового рынка Ерлан Жаукин в прошлогоднем интервью назвал строительство четвертого НПЗ «излишней роскошью». Недавно к его мнению присоединился генеральный директор Союза нефтесервисных компаний (Kazservice) Нурлан Жумагулов.
«На самом деле, в долгосрочной перспективе нефтеперерабатывающий завод нужен. Но в настоящий момент в нем нет надобности. Это связано с тем, что сейчас нефть на внутренний рынок поставляется по цене в 3-4 раза ниже экспортных цен. Возникает огромный вопрос: откуда нефть? Кто должен будет поставлять нефть на внутренний рынок? Наши крупные нефтяные гиганты, которые на сегодняшний день обеспечивают более 70% добываемой нефти – это проекты Кашаган, Карачаганак и Тенгиз – они все экспортируют. У них нет обязательств по поставке нефти на внутренний рынок. Получается, «КазМунайГаз» должен будет всю добытую нефть поставлять на внутренний рынок, практически по себестоимости. Тогда он не выживет», – сказал Нурлан Жумагулов.
Еще генеральный директор Kazservice напомнил, что в Казахстане функционируют 30 мини-НПЗ. Общая выработка нефтепродуктов у этих предприятий составляет свыше 4 млн тонн. По его мнению, можно более эффективно использовать потенциал этих мини-НПЗ, а не тратить время и ресурсы на строительство большого завода.
Последний инцидент
На днях стало известно о хищении 20,5 млрд тенге из средств, выделенных на модернизацию НПЗ. Президенту страны об этом сообщил председатель Агентства по финансовому мониторингу Жанат Элиманов в ходе доклада о деятельности ведомства за первый квартал 2022 года.
Генеральный директор Kazservice Нурлан Жумагулов обращает внимание на то, что в общем на обновление казахстанских НПЗ государство выделило более 4,5 млрд долларов. На его взгляд, 20,5 млрд тенге (около 46 млн долларов) – это, потенциально, не предел похищенных средств.
«Если капнуть еще глубже, возможно, сумму можно увеличить. Не секрет, что многие аффилированные поставщики, подрядчики работали на протяжении долгих лет. К примеру, сейчас планируется капитальный ремонт Атырауского НПЗ. После январских событий, на удивление, те компании, под которые готовились тендеры, отказались от участия в капремонте. В настоящее время руководство АНПЗ в срочном порядке ищет потенциальных подрядчиков, поставщиков, чтобы заключить с ними контракты. Но из-за того, что сроки сжаты, никто не сможет уложиться в установленные временные рамки. Может быть, это даже к лучшему, что сейчас появится альтернатива. Вот яркий пример, как деньги выводились на протяжении долгих лет», – поделился мнением Нурлан Жумагулов.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1966135-pomozhet-li-esche-odin-neftegazovyy-zavod-izbezhat-defitsita-topliva-v-kazahstane/