Top.Mail.Ru
Финансы

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Международный опыт: к чему может привести национализация в Казахстане

Опубликовано:

промышленный комплекс
Иллюстративное фото: pixabay

Дискуссии о национализации в Казахстане стали разгораться все чаще. При том, что сам президент о тотальной национализации ни разу не говорил, некоторые популисты в погоне за политическими очками все активнее раздувают эту тему. Они пытаются убедить казахстанцев в том, что передача в распоряжение чиновников частной собственности - сплошное общественное благо. Но в мировой истории немало примеров, когда национализация буквально развалила экономики стран.

Как показывает практика, почти каждая масштабная национализация как минимум - никогда не приводила к росту уровня жизни, как максимум - влекла за собой голод, разруху, внешнеполитические проблемы, и даже гражданские войны. А однажды дело даже чуть не обернулось куда более страшной катастрофой. В 1956 году Египет заявил о национализации Суэцкого канала, что привело к кризису, который чуть не спровоцировал ядерную войну. К счастью, обошлось.

Но, пожалуй, самый живописный пример экономического провала вследствие национализации – Венесуэла. Страна, которая является одним из крупнейших мировых нефтедобытчиков, вот уже несколько десятилетий перманентно находится в кризисе. Люди живут в бедности и страдают от дефицита продуктов первой необходимости, продовольствия, лекарств, бензина. Почти треть населения - безработные. А начиналось все с национализации нефтедобычи.

Сегодня в это сложно поверить, но в 1930-1970-х годах ВВП на душу населения в Венесуэле был на уровне западноевропейских стран, самый высокий в Латинской Америке. Нефть в течение нескольких десятилетий была главной кормилицей страны, обеспечивая более 90% доходов Венесуэлы от экспорта и 60% госдоходов. Но в 1976 году нефтяная отрасль была полностью национализирована. Государство оказалось не готовым к эффективному управлению бизнесом, вкладывая огромные суммы на бесполезные проекты и безумные зарплаты высоким чинам. Внешний долг стал расти, в экономике наблюдался застой, а к концу 80-х резкое снижение нефтяных цен на мировом рынке привело к экономическому кризису. Дальше по нарастающей.

Великобритания тоже экспериментировала с национализацией. Так, в 1951 здесь национализировали сталеплавильную промышленность. Однако хороших производственных результатов добиться не удалось.

И во Франции государство активно вмешивалось в частную собственность. За 60 лет здесь состоялись три масштабные национализации, которые охватили предприятия ЖД транспорта, энергетики, оборонной промышленности, авиационные предприятия, некоторые страховые компании и банки. Государство обожглось на том, что не потянуло расходы на модернизацию национализированных компаний. Как итог, обострилась проблема бюджетного дефицита и безработицы.

В Китае решили национализировать всю землю и промышленность после победы коммунистов, уничтожив все права собственности. Амбициозная программа быстрой индустриализации, которую инициировал Мао Цзэдун, обернулась провалом. На спад пошло промышленное производство, возник дефицит многих товаров, в первую очередь, продовольствия. Все это, в том числе, снижение урожайности зерновых, привело к голоду, который унес жизни от 10 до 30 миллионов человек. Наладить ситуацию удалось только после того, как крестьянам вернули приусадебные участки и домашнее имущество, разрешили держать свиней и птицу, и открыли рынки. Быстрый рост случился только после того, как начались приватизации.

Эфиопию национализация настигла в 1975 году, когда государство стало собственником всей земельной собственности. Ни к чему хорошему это не привело, экономическая ситуация ухудшалась, а в начале 80-х страну поразил голод, унесший жизни свыше 1 миллиона человек. Люди начали протестовать, и только в 1990 году власти объявили курс на либерализацию и переход к рыночной экономике, признав, что социалистическая ориентация "не дала ожидаемого результата".

В середине прошлого века решение о национализации медной промышленности приняло правительство Чили. Сальвадор Альенде, стоявший во главе страны, национализировал предприятия в медном секторе, принадлежавшие американским компаниям, без выплаты компенсации. Это, разумеется, испортило отношения с США, и оттолкнуло инвесторов. Последствием всего этого стал рост инфляции, падение реальной заработной платы, стагнация производства, и массовые забастовки.

Национализация компании Sierra Leone Selection Trustв 1970 году в Сьерра-Леоне принесла выгоду только самой верхушке власти, но не народу. На дивидендах обогатился первый президент Сиака Стивенс, и его ближайшее окружение, которое прибрало к рукам всю алмазную добычу в стране.

Причины всех этих провалов были разными, но кое-что их объединяло. Если быть конкретнее, то это элементарная неспособность государства правильно управлять национализированным имуществом. Потому что чиновники – не бизнесмены. Трудно повышать эффективность чего-либо, не имея в этом опыта и практических знаний. К тому же, у государственника, в отличие от частника, куда меньше мотивации и персональной ответственности за успех предприятия. Не получится – всегда можно сменить пост на другой. Да и государственные деньги – не свои. Терять не так страшно.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1993003-mezhdunarodnyy-opyt-k-chemu-mozhet-privesti-natsionalizatsiya-v-kazahstane/