Полным ходом ведется автоматизация и совершенствование системы государственных услуг в сфере архитектуры и градостроительства, об этом сообщили в РГП "Госградкадастр".
На сегодняшний день согласно Реестру государственных услуг населению предоставляется более 1300 услуг, из них в сфере архитектурно-градостроительной деятельности 45 государственных услуг.
В соответствии с законодательством строительство объектов предполагает получение разрешительной документации на осуществление строительных работ: от получения правоустанавливающего документа на земельный участок до ввода в эксплуатацию и регистрации объекта в органах регистрации.
В число основных услуг архитектурно-градостроительной сферы входят: предоставление исходных материалов при разработке проектов строительства и реконструкции (выдача архитектурно-планировочных заданий (далее – АПЗ), технических условий, схем трасс инженерных сетей), согласование эскиза (эскизного проекта), акта приемки построенного объекта в эксплуатацию собственниками самостоятельно.
Указанные услуги оказываются местными исполнительными органами через веб-портал Электронного правительства.
Однако, по словам представителей РГП "Госградкадастр", несмотря на внедрение принципа "одного" окна, остаются проблемы получения полноценной и актуальной информации. Заинтересованные госструктуры недостаточно взаимодействуют друг с другом и не предоставляют доступ к полной информации всем заинтересованным пользователям. Это затрудняет сбор первичной информации и поддержание ее в должном состоянии из-за отсутствия интеграции информационных систем, доступа к базам данных (вследствие чего приходится запрашивать информацию от других подразделений или организаций, длительное время осуществляется сбор информации), возможности обработки большого объема сведений.
"В целом, все это осложняет организацию всестороннего информационного обеспечения предоставления государственных услуг", - рассказали в "Госградкадастре".
Большинство услуг автоматизированы только в части подачи заявления услугополучателем и выдачи данных услугодателем. То есть существует несколько порталов, так называемых "точек" подачи заявки на получение АПЗ и технических условий, такие как (веб-портал Электронного правительства, ГБД "Е-лицензирование", региональные геопорталы акиматов).
Не все акиматы принимают единую заявку на выдачу АПЗ и техусловий. На практике услугополучателю приходится отдельно подавать заявку для получения АПЗ в местный исполнительный орган и техусловия в субъекты естественных монополий. Выдаются "именные" АПЗ и техусловия, что приводит к необходимости повторного получения услуги при смене собственника земельного участка.
"К сожалению, при оформлении АПЗ выявляются несоответствия утвержденной градостроительной документации и не соблюдаются правила организации застройки и прохождения разрешительных процедур ввиду содержания недостаточных данных для выдачи техусловий", - отметили в центре.
Существует также практика, когда заявитель подключается к сетям неофициально, либо делает временное подключение, что приводит к переоформлению договоров с монополистом после завершения строительства ввиду отсутствия регламента правил подключения сетей коммуникаций.
При процедуре разработки и согласования эскизного проекта нет единой системы электронного учета. В реалии, при подписании акта приемки построенного объекта и регистрации прав услугополучателям лично приходится обращаться в местный исполнительный орган, сверка эскизного проекта и фактическое состояние застройки проводится удаленно, рассказали в "Госградкадастре".
По словам специалистов, учитывая перечисленные проблемы, правительством проводится оптимизация и автоматизация услуг в сфере архитектуры и градостроительства путем:
- устранения избыточных административных процедур и количества согласующих подразделений государственных органов;
- сокращения количества бумажных документов либо перевода их в электронную форму или замены формой сведений;
- обеспечения межведомственного взаимодействия информационных систем госорганов;
- оказания государственных услуг в проактивной форме;
- обеспечение прозрачности и сокращения сроков оказания государственных услуг.
Одной из принимаемых на сегодня мер является возможность автоматизации бизнес-процессов с использованием цифровой платформы государственного градостроительного кадастра.
Планируется внедрение учета данных инженерных сетей субъектов естественных монополий, автоматизация выдачи исходно-разрешительной документации, согласования эскизных проектов и актов приемки построенных объектов в эксплуатацию, градостроительной экспертизы градостроительных проектов всех уровней в единой системе градкадастра.
Система обеспечивает сбор, обработку и хранение цифровых данных, генеральных планов, проектов детальной планировки (ПДП), данных о расположении зданий и сооружений, инженерной инфраструктуре, улично-дорожной сети, а также благоустройстве.
Система предполагает интеграцию отраслевых информационных систем центральных госорганов, геопорталов акиматов, субъектов естественных монополий.
Геопортал градкадастра (ggk.kz) уже сейчас используется как инструмент учета вводимого в эксплуатацию жилья и сверки с данными статистики и базой регистра недвижимости.
С внедрением цифровых услуг в системе градкадастра предусматривается возможность анализа утвержденной градостроительной документации сотрудниками местных исполнительных органов и субъектов естественных монополий для выдачи АПЗ и техусловий. На этапе подготовки земельного участка к выдаче будет проводиться анализ в системе градкадастра, на основании которого будут формироваться АПЗ и техусловия.
Проведение экспертизы градостроительной документации с использованием системы градкадастра позволит исключить утверждение некачественных генеральных планов и ПДП, рассказали в центре.
Рассматривается ведение электронного учета эскизных проектов в системе градкадастра для мониторинга соответствия проектных решений строительным работам.
Таким образом, градостроительный кадастр, как отраслевая учетная система градостроительных регламентов и инфраструктуры, позволит осуществлять мониторинг жизненного цикла объектов строительства от момента планирования и получения разрешительной документации до ввода в эксплуатацию, и соответственно обеспечит прозрачность архитектурно-градостроительных услуг на основании достоверных и актуальных данных, заключили в РГП "Госградкадастр".
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/2032000-prozrachnost-gradostroitelnoy-deyatelnosti-cherez-tsifrovye-uslugi-gradkadastra/