Пособия могут автоматически назначить только казахстанцам, которые дали свое согласие. Чтобы это сделать, их номера должны быть в Базе мобильных граждан. Как добавить данные, узнали журналисты NUR.KZ.
Больше половины государственных услуг, которые на сегодняшний день могут получить казахстанцы, оказываются в проактивном формате. То есть они предоставляются по инициативе госорганов, которые посредством полученных сведений в автоматическом режиме определяют нуждающихся в помощи граждан.
Например, в систему поступает информация о рождении ребенка. Не дожидаясь обращения новоиспеченной матери, ей предлагают без заявления и сбора документов назначить пособие по рождению и уходу, а также по многодетности, если в семье теперь четверо детей.
Таким же образом предложения о проактивном оформлении могут поступить казахстанцам, которым положены выплаты по инвалидности, потере кормильца, на погребение и другие.
Некоторые из них назначаются даже без участия сотрудников "Правительства для граждан", то есть этот процесс полностью автоматизирован.
Но даже в этом случае пособия и социальные выплаты не могут быть оформлены без ведома получателя – он должен дать согласие. Для этого ему нужно ответить на сообщение о возможности оказания государственной услуги в проактивном формате, пришедшего с номера единого контакт центра 1414.
Откуда у системы номер телефона получателя
Подчеркнем, что такое сообщение система может отправить только на номера телефона, зарегистрированный в Базе мобильных граждан (БМГ). То есть, если его нет в БМГ или номер неактивен, то автоматическое назначение выплат невозможно.
Изменить или добавить эти данные можно в личном кабинете на портале “Электронного правительства” в графе "Телефон". Для авторизации на нем в таком случае понадобится электронная цифровая подпись (ЭЦП).
Одновременно получить ЭЦП и добавить номер телефона в БМГ можно в мобильном приложении eGov mobile. Для этих целей также можно обратиться в ближайший центр обслуживания населения (ЦОН).
Что еще нужно сделать потенциальному получателю
В целом процедура проактивного оказания госуслуги выглядит таким образом: с номера 1414 казахстанцу приходит сообщение о возможности назначения пособия или социальной выплаты, на которое нужно лишь ответить.
Помимо согласия может потребоваться указание некоторых данных, которых нет в системе. Например, реквизитов банковского счета для зачисления назначенных выплат.
И только в случае ответа получателя государственная услуга будет оказана без необходимости дополнительного обращения в ЦОН и предоставления документов, которые система автоматически возьмет из баз данных госорганов.
Но если номер не указан в Базе мобильных граждан, неактивен, нуждающийся в помощи гражданин просто пропустил сообщение или даже ответил на него отказом, это все не лишает его прав на положенные пособия и социальные выплаты. Он может самостоятельно оформить их через портал "Электронного правительства" или ЦОН.
Отметим, что все государственные услуги оказываются бесплатно, в том числе и проактивные. А сообщения об их назначении приходят только с номера 1414.
В ответ на них не должны требовать полные данные банковской карты с указанием ее срока действия и CVV-кода с обратной стороны, пришедшие с других номеров пароли и прочую информацию, которую под видом госслужащих могут выманивать мошенники.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/pension/2043921-v-kakom-sluchae-posobiya-mogut-avtomaticheski-naznachit-v-kazahstane/