Ежегодно краудфандинговые кампании собирают миллиарды долларов. Деньги собирает в буквальном смысле множеством людей. Чтобы иметь возможно собрать деньги с помощью краудфандинга разберемся, развит ли он в Казахстане.
Что такое краудфандинг?
Энциклопедия Britannica указывает, что краудфандинг — это вид альтернативного финансирования. Дословно понятие «crowdfunding» переводится с английского как 'финансирование толпой'. С его помощью производят сбор средств через Интернет на нужды конкретного человека, проекта, события или делового предприятия.
Первоначально такой метод сбора финансов возник при сборах сочувствующими людьми для пострадавших в стихийных бедствиях или нуждающихся в дорогой медицинской помощи. Сейчас же с помощью краудфандинга собирают средства для предпринимателей, которые предлагают интересную идею интернет-сообществу, но не хотят брать кредиты.
Как работает краудфандинг? На краудфандинговой платформе размещают проект в виде описания бизнес-идеи, мероприятия или продукта. Также обозначают целевую сумму, которую необходимо собрать для реализации продукта. Каждый желающий может внести сумму (часто фиксированную) в поддержку проекта. По словам Single Market Economy, наиболее распространенной моделью краудфандинговой кампании считают модель «все или ничего». Если цель сбора достигается — деньги передаются по целевому назначению, если нет — возвращаются донорам.
На сегодня существует два вида краудфандинга:
- Краудфандинг пожертвований. При таком сборе инвесторы ничего не получают взамен. Таким образом финансируются благотворительные мероприятия, некоммерческие организации или оплачиваются большие медицинские счета.
- Краудфандинг вознаграждений. С помощью такого вида краудфандинга финансируют бизнес-идеи. При этом при успешном сборе доноры рассчитывают что-то получить взамен. Как правило, это продукт бизнеса.
Для чего нужен краудфандинг? С его помощью можно быстро собрать среди сочувствующих необходимую сумму для финансовой помощи или реализации важного социального замысла. Для начинающего предпринимателя, кроме собственно сбора финансов на реализацию бизнес-идеи, краудфандинговая кампания будет хорошей проверкой концепции: заинтересует она людей или окажется неинтересной.
Краудфандинг в Казахстане
О необходимости развития краудфандинга в Казахстане заявлял Президент РК Касим-Жомарт Токаев. Он указал, что в основе креативной экономики Казахстана, которая должна базироваться на эффективной коммуникации инноваторов, бизнеса и молодежи, краудфандинг — одна из ключевых технологий.
Как развивается краудфандинг в Казахстане? Хотя краудфандинг уже развивается в Казахстане, Галия Даулиева сделала вывод о незрелости этого института в казахстанской экономике. На это указывают отсутствие организации краудфандинга в РК, ничтожная доля инвестиций в этой сфере, а также незначительный объем в масштабах национальной экономики.
Ключевая проблема казахстанского краудфандинга — отсутствие надлежащего правового регулирования. Понятие краудфандинга не определено законодательством, хотя соответствующие проекты были. Внесение этого или аналогичного понятия в национальное законодательство РК в значительной мере способствовало бы развитию этого института.
В основе казахстанского краудфандинга преобладает краудфандинг пожертвований. Такие сборы направлены преимущественно на разного рода социально значимые сферы, вроде строительства образовательных центров или медицинских программ. Хороших бизнес идей, который дали бы отдачу донорам в Казахстане, пока еще мало. Успешными также были проекты по сбору денег на возрождение казахстанской музыки, разработке роутера для путешественников и даже покупки игрушек для львенка.
Что такое краудфандинг платформы? Краудфандинговая платформа — это электронный сайт, на котором соискатели финансирования могут размещать свои проекты и собирать деньги. Такие платформы требуют предварительной регистрации. Существует краудфандинговая платформа за счет комиссии с собранной суммы, которая составляет несколько процентов.
Так как краудфандинговые платформы стали обязательными составляющими процесса краудфандинга, казахстанцам, желающим обратиться к такому методу финансирования, следует разбираться в них. По словам ресурса Investopedia, в тройку самых популярных платформ входит GoFundMe, Kickstarter и Indiegogo. Они уже привлекли миллиарды долларов для размещенных проектов. Среди казахстанских платформ можно выделить iKapitalist и GoCrowd.
Краудфандинг все еще слабо развит в РК. В то же время современные платформы позволяют проводить сбор средств среди единомышленников во всем мире. Поэтому если есть хорошая идея, которая может заинтересовать, следует ее предложить широкому кругу интересующихся на краудфандинговой площадке.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1722947-kraudfanding-v-kazahstane-kak-razvivaetsa/