Серебро для казахов – металл сакральный. В каждой чтущей традиции семье женщины носят серебряные украшения, а мужчины не прочь примерить серебряный перстень. Этому благородному металлу можно придавать невероятные формы. Для этого его нужно плавить, паять, раскатывать в тонкие пластины, резать и точить напильником.
Но, даже умея с ним работать, говорит казахстанский художник по металлу Гани Абкеев, важно знать, что хочешь получить в итоге. Серебряных дел мастер рассказывает, как создавался его фирменный «неоказахский» стиль.
Любовь к металлу
В Жургеневке (Казахская Национальная Академия Искусств им. Т. Жургенова – прим. ред.) нам давали общее представление, как создавать произведения из металла, а с чем работать – с серебром, сталью или золотом – выбирали мы сами. Сталь и железо – металлы жесткие, «брутальные», а золото – слишком дорогой металл, который не прощает ошибок мастеру.
Я люблю серебро. Мягкое, красивое, послушное. Его традиционно использовали кочевники для создания украшений. Зайдите в любой исторический музей, и увидите, что больше 90% старинных казахских украшений – серебряные. Глядишь на работу тех мастеров и думаешь: «ну как же вы все это делали?!». Сегодня можно купить любой инструмент, а тогда, в 16-17 веках, все же создавалось буквально на коленке. Часто хожу в музеи за вдохновением.
Я насмотрелся на эти работы и понял, что для человека, получившего багаж знаний и умений, в работе с серебром нет ничего сложного.
Главное – не заниматься бездушными штамповками, которые делают тысячами, а создавать по-настоящему красивые вещи.
Цена красоты
Сейчас я параллельно работаю над авторской коллекцией украшений и над самыми разнообразными заказами клиентов, которые составляют половину всей моей работы.
Часто ко мне обращаются, увидев работы на выставках. Просят создать копию моего же украшения – кольца, сережек или подвески. Но повторить точь-в-точь я не в силах, все равно какое-то отличие будет. Это делает украшение единственным в своем роде – больше ни у кого точно такого же не будет.
Качественное серебро и камни – удовольствие не из дешевых. Поэтому цена на готовые украшения складывается из стоимости металла, камней и затраченного мною времени. 50% цены – это сырье, а остальные 50% – это стоимость работы. Ведь над простым украшением я работаю 1-2 дня, а на то, чтобы сделать что-то сложное, бывает, уходит и неделя. В неделю успеваю сделать 10-15 украшений.
Новые технологии в помощь традициям
Больше половины украшений я делаю для заказчиков, которые обратились через Instagram.
Основная масса заказов поступает ко мне через интернет. Работает это так: увидели в Instagram красивую работу в профиле своих друзей, заходят ко мне на страницу, а там другие интересные украшения. И пошло-поехало – люди пишут и интересуются, что и сколько стоит. Дошло до того, что сейчас я не успеваю делать украшения! Все, что делаю, тут же уходит заказчикам.
Признаюсь – если идея украшения мне самому интересна, она творческая и оригинальная, ради нее я отодвину более стандартные заказы.
Один из запомнившихся мне заказов – око Саурона из саги Толкиена о похождениях храбрых хоббитов. Заказал мне его парень, который работает в сфере информационной безопасности. Думаю, его вдохновила на идею профессиональная деятельность.
Где добыть серебро
Металл и камни для украшений клиенты, в основном, приносят сами. Но, бывает, я и сам ищу, где купить сырье. В Алматы есть несколько ювелирных магазинов, где можно найти все – от инструментов, необходимых ювелиру, до полудрагоценных и драгоценных камней и металла для работы.
А случается, отправляюсь на блошиные рынки искать столовое серебро. Часть украшений когда-то была серебряными ложками!
Каждый день я начинаю с того, что сметаю со стола тонкую серебряную стружку, опилки и кусочки серебряной проволоки, которые остаются после работы. Все это отправляется в тигель и на переплавку. Кислородная горелка буквально на глазах превращает металл в раскаленную жидкость, похожую на ртуть. Добавляю небольшую щепотку буры, которая очищает серебро от ненужных примесей, и металл можно лить в форму. Вот из такого небольшого слитка серебра я могу сделать несколько украшений в «неоказахском» стиле.
Ремесло или искусство
В академии искусств я хорошо усвоил урок, что красота – это, в первую очередь, необычность, сочетающая в себе чистоту линий. А элементы национального стиля добавляют работам что-то родное. Этнические мотивы сейчас в тренде, а смешение традиционных узоров и элементов с современными техниками исполнения дает прекрасный результат.
Качество металла играет важную роль. Если металл некачественный, в нем много примесей, то и украшение, в лучшем случае, будет быстро темнеть и тускнеть, покрываясь окисью. А в худшем – тяжелые металлы, которые могут оказаться в сплаве, через кожу попадут в организм и могут вызывать серьезные болезни.
Поэтому перед тем, как брать серебро в работу, я его проверяю в лаборатории на специальном приборе – спектрометре. Этот аппарат показывает, сколько и каких металлов содержится в образце. В идеале примесей быть не должно, но чистое серебро, как и чистое золото, металлы достаточно мягкие и легко покрываются царапинами. Поэтому в серебро и золото добавляют понемногу других металлов, которые улучшают свойства, но процент добавок должен быть невелик.
Я считаю, что мало уметь просто работать с серебром. Можно, конечно, плавить металл, разливать его в китайские формы и на выходе получать почти готовое украшение. Тут много ума не надо. Но для того чтобы украшения были привлекательны и необычны, в них нужно вложить душу.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1817883-kazahstanskij-uvelir-prevratil-remeslo-v-iskusstvo/