Хостелы, как бюджетная альтернатива отелям, появились в Европе и США много лет назад, но в Казахстане заработали относительно недавно. Основное отличие хостела от гостиницы – вы платите не за целый номер, а лишь за спальное место, и живете вместе с другими постояльцами. Стоит такой ночлег существенно дешевле. Кроме цены, у хостелов есть еще одно преимущество - здесь вы познакомитесь с массой интересных людей, таких же путешественников.
В Казахстане первыми, кто открыл хостел, были супруги Рахат и Айбек. Они селят гостей с исконно казахским гостеприимством.
Рассказывает Рахат Медербекова, владелица хостела Almaty Backpackers.
Хорошо быть первыми
Однажды в 2012 году подруга из Чехии попросила подсказать, где поселиться в Алматы. К удивлению, мы с супругом Айбеком не обнаружили в городе ни одного хостела. Так у нас возникла идея открыть свой.
Ежегодно в Казахстан приезжают 5 миллионов туристов, 10% из них останавливаются в отелях и гостиницах. Ну а как же остальные 90%? Мы решили, что это перспективный рынок и рискнули.
Мы переоборудовали свою четырехкомнатную квартиру, сделали 15 спальных мест и распахнули двери для гостей. Тогда же мы первыми зарегистрировал сам город Алматы на сайтах бронирования хостелов.
В том же 2012 году про нас узнала международная организация Lonely Planet, выпускающая путеводители для небогатых туристов. Каждый уважающий себя путешественник носит в кармане эту книжку, и нам улыбнулась удача попасть в нее. Так туристы со всего мира узнали про Almaty Backpackers и начали останавливаться в нашем хостеле.
Так как до нас подобных заведений в городе не было, постояльцев было очень много. Я помню, что моя электронная почта буквально разрывалась от писем, места бронировались каждые полчаса. Мы даже не ожидали такого потока гостей и ужасно радовались каждому из них.
Каждый гость – это отдельная история. К нам приезжают совершенно разные люди со всех уголков мира, и прямо на глазах завязываются знакомства. Это удивительное зрелище, которое доставляет огромную радость.
В 2014 году мы решили расшириться и переехали в новое здание. В этом коттедже могут одновременно жить 30 человек. Тут уютно и по-домашнему, что и привлекает наших постояльцев.
Мы больше не могли совмещать управление хостелом с прежней работой, и уволились, чтобы посвятить любимому делу всю энергию и время.
Два наших хостела вошли в пятерку лучших в городе, и по версии Lonely Planet у нас самый лучший рейтинг – 95 %. Сегодня мы работаем как сеть, под нашим управлением еще два хостела.
Хостел ориентирован на иностранных гостей, в основном к нам приезжают европейцы. Они интересуются Средней Азией и, если приезжают, допустим, в Казахстан, то стараются посетить и другие страны региона: Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан. Такие путешественники отдают предпочтение хостелам, чтобы, сэкономив, продлить путешествие.
Чем отличается хостелы от гостиниц? У них концепции совершенно разные. Люди выбирают хостел в первую очередь для того, чтобы получить опыт и завязать знакомства, а не для того, чтобы только переночевать.
Хостелы – это сезонный бизнес
Первое, что нужно учитывать, открывая хостел, это сезонность. В нашем бизнесе она высокая. В летнее время загрузка достигает 70%, потом падает, опускаясь к зиме до 20%. Поэтому закрылись многие хостелы – они открывались в сезон, когда дела идут хорошо, и думали, что так и будет продолжаться. Но платить зарплату сотрудникам и оплачивать коммунальные услуги нужно круглый год, вне зависимости от потока постояльцев. Зимой нам приходилось очень непросто. Мы рассчитывали на поток туристов, приезжавших на Медео и Чимбулак, но, как показала практика, эти места популярны только с 1 по 15 января, а потом снова затишье.
Мы четко уяснили, что нужен жесткий финансовый контроль. Летом всегда откладываем деньги и на них живем зимой. В любом отельном и туристическом бизнесе есть сезонность. Как с этим борются другие заведения? Они опускают цены до минимума, тем самым привлекая клиентов, а в сезон накручивают до максимума.
Мы вложили минимум инвестиций, так как использовали свою собственную квартиру под хостел. По мере того, как к нам заселялись постояльцы и оставляли у нас деньги, мы на них же докупали дополнительные кровати и все необходимое. Так мы обошлись без кредита в банке. Повезло, что на тот момент практически не было конкурентов, и мы успели встать на ноги.
Сервис должен быть лучше, чем в отелях и гостиницах
Открывая подобное заведение, не обойтись без образования в гостиничном бизнесе. Многие из тех, кто сейчас открывает хостелы - это бывшие риэлторы, которые раньше сдавали посуточно квартиры в аренду. Они ориентированы на местное население и практически не придерживаются необходимых стандартов и сервиса. Например, на каждого постояльца должно быть 6-7 квадратных метров пространства, санузел не более чем на 8 человек, и нельзя оставаться в хостеле более, чем на месяц.
Многие иностранцы жалуются на жесткую иммиграционную политику страны. Сейчас правительство открыло безвизовый въезд для 13 стран, и это большой шаг вперед. Соседний Кыргызстан – безвизовая страна, и туризм у них развит намного лучше, чем у нас. Первый хостел в Средней Азии открылся именно в Бишкеке еще в 2009 году. И сервис у них на уровень выше, возможно, потому, что это их основной хлеб.
Еще наши гости жалуются на недобросовестных таксистов, они серьезно портят репутацию всей страны. Частные таксисты зачастую пытаются обмануть и обсчитать иностранного клиента, требуя 15 000-16 000 тенге за поездку, начинают запугивать и угрожать. И после такого приема у иностранца пропадает всякое желание продолжать путешествие.
Сервис очень важен, он должен быть выше, чем в отелях и гостиницах. Хостелы сильно зависят от отзывов. Перед тем, как заселиться, клиент изучает рейтинг заведения, и, основываясь именно на нем, делает свой выбор. Если у вас низкий рейтинг, никто к вам не придет. Здесь и заключается вся трудность, ведь бывают разные клиенты, и, как бы ты ни старался, всем угодить сложно. Рейтинг нашего хостела на Booking.com 9.1, и, если хоть один гость поставил тебе отрицательный отзыв, то рейтинг упадет на несколько пунктов, а чтобы его поднять, нужно уже 10-20 новых положительных отзывов.
Как только ты начинаешь позиционировать себя как коммерческая организация, сразу же становишься жертвой коммунальных служб, которые постоянно заваливают проверками и повышают тарифы в два раза. Это сильно мешает нам и становиться причиной закрытия многих организаций.
В дальнейшем планируем улучшать качество и оттачивать сервис, ведь это в нашем деле самое важное.
Пять советов тем, кто хочет открыть собственное дело
1. Предпринимательская жилка. Придумать хорошую идею – это одно, совсем другое – реализовать ее. Многие стартаперы не добиваются успеха именно из-за этого. У вас в голове должен быть четкий план и смелость воплотить его.
2. Найдите свою нишу. Выбирайте то, что вам нравится и что хорошо получается.
3. Польза обществу. Твое дело должно приносить какой-то положительный вклад, только тогда труд обретет смысл.
4. Терпение. Нужно идти к своей цели настойчиво. Если у вас что-то не получилось в третий раз, на четвертый – точно получится.
5. Учитывайте человеческий фактор. Очень важна слаженная команда и дружный коллектив. Один ты всего сделать не сможешь.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1817885-nedorogoe-gostepriimstvo-kak-otkryt-hostel-i-ne-progoret/