В общественном мнении крепко закрепился стереотип о том, что человек должен иметь свой собственный автомобиль, как средство передвижения. В связи с этим, попробуем посчитать расходы алматинца на проезд. Для сравнения возьмем общественный транспорт, личный автомобиль и услуги каршеринга.
Автомобиль – средство передвижения, обеспечивающее удобство, скорость и контроль над собственным временем и маршрутом. Благодаря этому почти каждый житель крупного города собирается купить или рассматривает вариант покупки машины.
Но есть и те, кто не считает это большой необходимостью, довольствуясь общественным транспортом, велосипедом или даже пешими прогулками. Есть несколько пунктов для сравнения всех способов передвижения в пространстве:
- Доступность – если преимущество автобусов заключается в легкости использования для всех граждан, то для машины нужны права и сам автомобиль. Но стоит учитывать, что автобусы имеют свой график и режим работы, под которые надо подстраиваться.
- Удобство – машина похожа на безопасный купол, в котором можно спокойно слушать любимую музыку, настроить температуру или покурить, в то время как в автобусе нужно считаться с окружающими людьми и имеющимися условиями.
- Экологичность – автомобиль является загрязнителем воздуха, как указывает в своей монографии "Экологический мониторинг окружающей среды" кандидат биологических наук и эколог Найля Конуркулжаева, на долю автотранспорта приходится 80% от загрязнения воздуха. В то же время 1 автобус вмещает большее количество людей при меньшем расходе топлива на общее число пассажиров, чем если бы они все были на отдельных машинах.
- Экономичность – именно на этом пункте необходимо остановиться и вооружиться калькулятором, так как даже аргументы о вреде и удобстве отходят на второй план, когда речь идет о финансовой составляющей.
Существует мнение, что покупка транспорта выгодна и даже окупает свою стоимость. Попробуем подсчитать расходы на передвижения по городу.
Сравним траты на 1 месяц активного использования в Алматы
Для простоты исследования не берется в расчет стоимость автомобиля, а только эксплуатационные траты на совершение поездки в пределах города. Характеристики транспорта среднестатистические: объем двигателя 2,5 литра, расход приблизительно равен 11 литрам на 100 км в условиях городского трафика.
Второй наблюдаемый объект – расходы на общественный транспорт в виде карты Оңай.
И третий объект – услуги каршеринга.
Маршрут и расстояния
Предполагаемый нами алматинец преодолевает 18 км от работы до дома и столько же назад. А в выходные проезжает примерно 10 км для прогулок и отдыха.
В итоге – 720 км на работу и обратно и 40 км в выходные за 4 недели, расходы на бензин составят порядка 83,5 литра или (при цене 150 тг/л) – 12 525 тг в месяц.
Проезд же общественным транспортом обходится на то же время и расстояние в 7 200 тг, так как можно приобрести проездной билет.
Предположим, что на машине дорога занимает 40 минут с учетом того, что рабочий график приходится на 7 утра и 5 вечера. Используя услуги каршеринга по цене 19 тг/мин утром и 44 тг/мин вечером, за 20 рабочих дней аренда автомобиля обойдется в 15 200 утром + 35 200 вечером = 50 400 тг в будни, а выходные условно исключим за затратами на автобус.
Результаты достаточного условного сравнения в тг/месяц следующие:
- общественный транспорт – 7 200 тг;
- машина – 12 525 тг;
- каршеринг – 50 400 тг.
В лидерах общественный транспорт, что объясняется отсутствием затрат, кроме оплаты проездного билета. А аутсайдером сравнения в данном случае становится услуга каршеринга – она включает в себя наибольшие расходы на передвижения при активном использовании.
Три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика
Эксперименты тем и отличаются от реальности, что в лабораторных условиях не учитываются многие факторы, в нашем случае это настоящие расходы на содержание автомобиля, которые включают в себя страховку ОГПО и КАСКО, замену масла в двигателе (примерно два раза в год), расходников в виде воздушного фильтра, тормозных колодок, различных жидкостей, затраты на мойку автомобиля, расходы бензина при прогреве и пробках, а главное – его стоимость.
Позволит ли приближенный к средним реальным условиям подсчет расходов на содержание автомобиля добиться экономии в сравнении с услугами каршеринга, или все же поминутная плата за железного коня обходится дороже? Об этом мы расскажем в наших следующих статьях.
Поделитесь своим мнением, какой вид транспорта действительно дешевле, или опытом использования каршеринга: nurfin@corp.nur.kz
Travel Card от Jýsan Bank
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1839765-masina-karsering-ili-obsestvennyj-transport-cto-vygodnee-ispolzovat/