Режим чрезвычайного положения и самоизоляции, без сомнений, затормозили экономику не только Казахстана, но и всего мира. Как сложившаяся ситуация повлияла на разные сферы бизнеса в нашей стране, и какие выводы для себя сделали казахстанские бизнесмены, узнали журналисты Нурфин.
Различные бизнес-сферы пострадали по-разному, а некоторые даже показали рост. Например, если в туристическом бизнесе был стопроцентный застой, то сервисам по доставке еды пришлось поработать активнее, чем раньше.
Тем, кто смог перевести своих сотрудников на удаленную работу, удалось сохранить свое дело. А некоторые из организаций, например, в сфере сервиса, в результате обанкротились.
Какие изменения произошли в различных сферах бизнеса, какие выводы и открытия были сделаны за это время, нам рассказал основатель холдинга ChocoFamily Рамиль Мухоряпов.
В группу компаний, о которых пойдет речь, входят интернет-магазины, авиакомпания, сервис по доставке еды и сервис коллективных покупок.
Что изменилось в холдинге за время карантина?
Рамиль Мухоряпов - основатель холдинга ChocoFamily: "Мы поняли, что можно работать дистанционно без потери эффективности: принимать звонки, заключать контракты, привлекать клиентов и не приходить для этого в офис.
Более того, дистанционные продажи оказались эффективнее оффлайна — сейлз-менеджерам удается проводить примерно в три-четыре раза больше встреч.
Заметили, что совещания тоже стали проходить эффективнее. Теперь все вместе общаемся в конференциях, удается уделять больше внимания каждому сотруднику".
Какие компании показали рост и падение?
Рамиль Мухоряпов - основатель холдинга ChocoFamily: "Рост показал только сервис доставки еды Chocofood, достаточно стабильно отработала онлайн-оптика Lensmark. Там было незначительное снижение продаж — процентов 5-10.
Что касается тревела (Aviata/Chocotravel) — он был полностью остановлен на этот период, падение продаж составило 100% за последние два месяца. Сейчас наблюдаем постепенное восстановление, 150 рейсов из 1000 уже запустили. Планируем в июне восстановить около 70% выручки по холдингу".
Какие меры показали себя лучше всего?
Рамиль Мухоряпов - основатель холдинга ChocoFamily: "Мы работаем в онлайне, в кризис нам повезло больше других: у нас есть инженерный потенциал, чтобы делать другие онлайновые продукты или быстро дорабатывать уже имеющиеся.
Так, например, мы быстро переделали наш сервис по бесплатному поиску врачей iDoctor, добавили туда функцию видеосвязи с докторами.
В ближайшее время запустим такую функцию, когда любой житель Казахстана может проконсультироваться в той поликлинике, куда он прикреплен, бесплатно и не выходя из дома.
Также готовим к запуску быструю доставку продуктов из супермаркетов, на базе Chocofood. Вообще, мы поняли, что очень гибки, можем оперативно сократить расходы в критической ситуации".
Когда планируете реанимировать бизнес?
Рамиль Мухоряпов - основатель холдинга ChocoFamily: "По мере открытия объектов надеемся, что в июне восстановим около 70% продаж. С учетом сокращенных расходов это позволит выйти на безубыточность. В мае, думаю, восстановим порядка 50% всех продаж".
Планируете ли возвращать сотрудников в офисы?
Рамиль Мухоряпов - основатель холдинга ChocoFamily: "Мы не хотели бы возвращать сотрудников в офис в ближайшее время. Пока не видим необходимости, не хотелось бы, чтобы кто-то заболел или подвергал себя опасности.
На период кризиса нам пришлось сжаться. Примерно четверть сотрудников ушли в отпуск, пришлось где-то пойти на снижение заработной платы.
Пока планируем возвращать людей из отпусков после восстановления 70% нашей выручки. Надеемся, что это начнет происходить уже с июля. Думаю, где-то осенью сможем вернуть до 100% наших сотрудников".
Помогает ли бизнесу государство?
Рамиль Мухоряпов - основатель холдинга ChocoFamily: "IT-отрасль попала под льготы: нас освободили от уплаты налогов в фонд оплаты труда на шесть месяцев, это сильная мера поддержки, которая очень поможет в восстановлении.
Радует, что сотрудники, которые ушли в неоплачиваемый отпуск, получили 42 500 тенге, это тоже хорошая поддержка".
Какие выводы и прогнозы вы можете сделать?
Рамиль Мухоряпов - основатель холдинга ChocoFamily: "Вся эта ситуация показала, что всегда нужно держать резервы и быть готовым к самым непредсказуемым сценариям.
Второй момент — дистанционная работа показала эффективность, постараемся закрепить и не возвращаться к некоторым офлайн-процессам, например, продажам.
Третий — пользоваться ЭЦП оказалось очень удобно, все контракты у нас заключались с помощью электронной цифровой подписи.
По прогнозам — так как мы работаем в онлайн-отрасли, думаем, что восстановимся быстрее других отраслей. Пока ставим сроки для полного восстановления — октябрь-ноябрь этого года.
Нужно понимать, что отрасль будет восстанавливаться неравномерно, тревелу, например, понадобится больше времени, так как международные полеты полноценно откроют в лучшем случае к концу года, поэтому это все займет время".
В глобальном смысле во всей этой ситуации можно найти и положительные моменты: бизнес научился выживать в разных условиях и те, кто остался на рынке, после кризиса, наверняка, стане еще успешнее.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1858454-kak-karantin-povlial-na-biznes-v-kazahstane-istoria-odnogo-predprinimatela/