В карантинный период активизировались, так называемые, «телефонные» мошенники. Они звонят банковскому клиенту, который помогает им снять деньги со счетов, сам об этом не подозревая. Как злоумышленники могут завладеть деньгами жертвы, и как себя с ними вести, узнали журналисты Нурфин.
Один из самых распространенных методов «телефонного» мошенничества называется «вишинг». Основан он на том, чтобы во время разговора по максимуму узнать все данные банковского клиента, передает портал Fingramota.kz.
Вишинг злоумышленники используют для того, чтобы завладеть деньгами, лежащими на электронных счетах владельца банковской карты.
С этой целью они подделывают номер телефона, для того, чтобы он выглядел более презентабельно или был похож на номер call-центра банка. Современные технологии позволяют сделать это с помощью интернет-телефонии.
С этого номера мошенники обзванивают казахстанцев под видом сотрудников банков. Возможно, у них есть какая-то база номеров, какие-то контакты они могут найти в интернете, например, на сайтах объявлений.
Во время разговора злоумышленники преследуют одну цель – «вытянуть» из собеседника все возможные данные.
Как происходит ограбление
Здесь нужно понимать, что зная доверенный номер телефона и данные с банковской карты, мошенник может зайти в личный кабинет с помощью интернет-банкинга. На этом пути есть одно препятствие – владелец счетов должен сказать код, пришедший на номер телефона.
Поэтому грабитель под видом сотрудника банка может позвонить, сказать, что на счетах клиента замечена подозрительная активность и напугать мошенниками. Якобы для проверки и обеспечения безопасности он попросит продиктовать данные карты и предоставить пришедший на телефон код.
То есть уже во время разговора мошенник заходит в личный кабинет и переводит оттуда деньги на посторонние счета, возможно оформленные на третье лицо. Если во время этой процедуры снова нужно ввести код, он просит продиктовать его ожидающую по ту сторону провода доверчивую жертву.
Обманутый банковский клиент при этом терпеливо ждет, когда якобы «заботливый» сотрудник все проверит и решит его проблему. На самом деле ограбление в это время в самом разгаре.
Конечно, такая ситуация может выглядеть абсурдной, но информация об обманутых таким образом держателях банковских карт появляется очень часто. В основном это доверчивые люди пожилого возраста, которых очень легко обмануть.
Как не стать жертвой «телефонных» мошенников
Специалисты Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка поделились несколькими советами, как не стать такой жертвой.
1. Лучше невежливо прервать разговор, чем вежливо сообщить данные карты
Здесь нужно запомнить, что банковские сотрудники никогда не звонят первыми. Они могут позвонить по другим вопросам: опрос с целью улучшения обслуживания или реклама нового продукта. Но вопросы о личных финансах клиента они обсуждают по его запросу.
И пришедший на доверенный номер код они тоже никогда не запросят. В сообщении так и сказано: «Никому не сообщайте код, даже сотрудникам банка».
Поэтому, если банковские сотрудники звонят сами и запрашивают какие-то данные, то скорее всего это мошенники. Лучше прервать с ними разговор. Можно при этом даже ничего не говорить, а просто отключить вызов.
Для успокоения можно тут же перезвонить в call-центр банка и уточнить, действительно ли вам звонил их сотрудник. Если нет, то нужно рассказать об инциденте, чтобы банк был предупрежден об активности мошенников.
2. Не спешите раскрывать свои данные банковскому сотруднику
Работники банка не будут сами уточнять данные клиента по телефону. Все они итак хранятся в банковской базе данных и в общей базе Кредитного бюро.
Четыре последних цифры карты и какие-то личные данные человека настоящие сотрудники банка могут запросить по телефону, если клиент сам им позвонил, чтобы решить какие-то вопросы.
Даже в этом случае банковский работник скорее всего не запросит три цифры на обороте карты. Их обычно вводят при регистрации в приложении или на сайте, где есть необходимость что-то оплачивать с карточного счета. Поэтому их никому нельзя говорить и вводить на сомнительных сайтах.
3. Не поддавайтесь панике
В панике человек может выдать много информации – этим мошенники активно пользуются. Поэтому они могут позвонить и начать пугать тем, что в данный момент на имя клиента кто-то оформляет кредит, переводит деньги или что-то в этом роде.
Сразу скажите, что сейчас сами перезвоните в call-центр банка, положите трубку, перезвоните туда и уточните информацию. Скорее всего, все это будет неправдой.
Если банк сам заметит подозрительную активность на счетах клиента, то заблокирует их и просто уведомит об этом вкладчика, не запрашивая никаких данных.
В этом случае будет полезным поменять все пароли в мобильном и интернет-банкинге. И только после этого можно разблокировать счета.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1864578-kak-uberec-svoi-dengi-ot-mosennikov-v-kazahstane/