Онлайн-покупки стали неотъемлемой частью современной экономики. Однако и в этой сфере клиент может оказаться обманутым. О том, как потребителю защитить свои права, читайте в материале Нурфин.
Онлайн-магазины постепенно набирают популярность во всем мире. Благодаря такому способу торговли можно заказать товары фактически из любой точки мира.
Так, только за первое полугодие 2020 года, казахстанцы купили в интернет-магазинах 19,5 млн товаров.
Однако наравне с удобствами интернет-магазины имеют и свои существенные недостатки.
Главным недостатком онлайн-покупок является угроза мошенничества и нарушения прав клиента.
Поэтому покупатели должны знать, как защитить себя и свои права, сообщает Комитет по защите прав потребителей.
Мошенничество в интернете
Формы и виды обмана покупателей бывают разными:
- Однодневные сайты распродаж – здесь предлагаются товары с большими скидками на ограниченное время. При оплате товара, а чаще всего мошенники требуют именно предоплату, покупатель лишается денег и не получает желаемое.
- Мошеннические сайты, маскирующиеся под онлайн-магазины – в этих случаях покупатель может вовсе лишиться всех денег на банковском счете. Часто такие сайты отличаются от оригинальных одним символом в названии и дизайном страницы.
- Недобросовестные продавцы – они могут отправить плохой товар и отказать клиенту в его возврате или обмене. То есть нарушают права потребителя.
Как выявить мошенника
Необходимо уделять особое внимание изучению страницы онлайн-магазина.
Поддельные сайты часто не имеют контактных данных. При этом переговоры с консультантом-продавцом предлагается вести только через переписку.
Если это онлайн-площадка частных объявлений, то следует обратить внимание на профиль продавца. И если не указано имя или имеется всего одно объявление, то следует насторожиться.
Также мошенники всегда просят предоплату и только на анонимные счета: электронные кошельки, на номер мобильного телефона или на другого человека (якобы родственника, знакомого и так далее).
Такие "продавцы" и даже лже-покупатели могут предложить воспользоваться фейковым платежным шлюзом.
Эта якобы платежная система может передать данные банковской карты мошенникам. А те могут использовать их в своих целях и снять деньги с карты.
Защита прав потребителя
Защита прав и законных интересов участников онлайн-торговли предусмотрена законодательством. А ответственной организацией является Комитет по защите прав потребителей.
За 10 месяцев текущего года казахстанцы уже подали более 15 600 жалоб. Большая часть потребителей получили свои деньги за товар. А общая сумма возврата составила свыше 150 млн тенге.
Согласно сообщению Комитета, товар из онлайн-магазина может быть возвращен покупателем в том же порядке, что и обычные товары в магазине. То есть в гарантированные сроки возврата.
Даже если брак был выявлен после ухода курьера, то всегда следует обращаться в онлайн-магазин для возврата товара или его замены.
В случае нарушения своих прав казахстанцы могут обратиться в местные филиалы Комитета по защите прав потребителей.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1887656-kak-kazahstancev-obmanyvaut-internet-prodavcy-i-onlajn-magaziny/