При возникновении задолженности банк или микрофинансовая организация могут передать дело в руки коллекторов. При этом должник может решить эту ситуацию с выгодой для себя. О том, как правильно взаимодействовать с коллекторскими компаниями и защитить свои права, читайте в материале Нурфин.
Коллекторы – это посредники между кредитором и заемщиком. Основная задача этих специалистов заключается в том, чтобы помочь урегулировать вопрос оплаты долга.
Коллекторы могут действовать только в рамках договора и при наличии специальной лицензии на коллекторскую деятельность.
О том, как вести цивилизованный диалог с коллекторами и защитить свои права, рассказали в Fingramota.kz.
Права коллекторов
Выполняя свою задачу, коллекторы обязаны действовать в рамках закона.
Так, сотрудники коллекторского агентства вправе совершать звонки или устраивать личные встречи с заемщиком только в будни с 8:00 до 21:00.
Количество этих встреч должно быть нет более трех раз в неделю, но не более одного раза за сутки. А звонки – до трех раз за день.
Также вам могут звонить в качестве третьего лица или представителя должника, если вы связаны с кредитором в рамках договора о займе.
Что следует сделать должнику
Помните, что коллекторы стремятся помочь решить вопрос долга оптимально для коллектора и должника.
Поэтому, если к вам обратились коллекторы, то следует написать письменное обращение в это агентство с просьбой пересмотреть условия займа. На это дается 30 календарных дней с момента первого обращения к вам коллекторов.
В заявлении необходимо раскрыть сведения о причинах возникновения задолженности, а также предоставить достоверную информацию о текущем финансовом и социальном положении, месте жительства и наличии имущества.
В течение 10 дней коллекторы должны передать заявление кредитору. Рассмотрение обращения займет еще до 15 рабочих дней.
Далее кредитор отправит ответ на обращение через коллектора, а тот должен передать его должнику в течение 10 дней. Это может помочь вам облегчить вопрос оплаты долга.
А в случае избегания диалога дело может быть передано в суд, что может грозить должнику уголовным наказанием.
Что не должны делать коллекторы
При столкновении с действиями коллекторских агентств важно знать, какие меры они могут принять, а какие методы воздействия незаконны.
Так, даже при наличии договора с банком или МФО и соответствующей лицензии на коллекторскую деятельность, эти компании не вправе:
- действовать анонимно – то есть коллекторы обязаны сообщить должнику или третьему лицу название своей организации, номер учетной регистрации,
- оскорблять и угрожать – применение физической силы, угроз, оскорблений или психического давления является незаконным,
- разглашать информацию – данные о сумме долга не должны передаваться третьим лицам без письменного разрешения самого должника,
- блокировать денежные счета – арест банковского счета возможен только на основании решения суда, а сам арест налагается только судебными исполнителями,
- принимать оплату долга – задача коллекторов это информирование должника и поиск решения ситуации, а право приема денег в уплату долга имеют только частные судоисполнители,
- забирать имущество – только частные судебные исполнители могут совершить опись и арест имущества.
Что делать c коллекторами-нарушителями
Если оказалось, что коллекторы нарушили ваши права и не соблюдают требования закона, то можно обратиться с жалобой на эту организацию.
Для этого нужно направить обращение в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (info@finreg.kz; Tal@finreg.kz) или связаться по телефону горячей линии: +7 (727) 237 1000.
А для того, чтобы решить вопросы взаимодействия с коллекторским агентством до судебного разбирательства, вы можете обратиться в Национальную Палату Коллекторов Казахстана.
Они могут оказать содействие при взаимодействии с коллекторами и предложить варианты решения.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1906686-dolzhnik-i-kollektor-kak-vesti-tsivilizovannoe-obschenie/