Карантинные ограничения в Казахстане послужили мощным толчком для развития электронной торговли в стране. Но многие казахстанцы до сих пор предпочитают традиционные покупки, потому что онлайн-шопинг может повлечь за собой ряд проблем. Подробнее в материале Нурфин.
Если в 2019 году объем электронного рынка в Казахстане составил чуть более 700 миллиардов тенге, то в 2020 году он превысил отметку в 1,1 триллиона тенге и составил 9,7% от общего розничного товарооборота в стране, передает Министерство торговли и интеграции РК.
Количество покупателей в интернете также показало рост почти на 20%, составив 3,8 миллиона активных пользователей по сравнению с 2019 годом, когда их было 3,2 миллиона. При этом на казахстанском электронном рынке на данный момент действует около 650 интернет-магазинов.
Несмотря на то, что карантинные ограничения – это временное явление, переход к онлайн-торговле может стать долгосрочным трендом. Однако потребители электронной коммерции все чаще сталкиваются с обманом и мошенничеством при оплате товаров через интернет.
Каким законом регулируется онлайн-торговля в Казахстане
В Казахстане электронная торговля регулируется законом «О регулировании торговой деятельности». А защита прав и законных интересов ее участников - законом «О защите прав потребителей».
Но при этом общественные объединения потребителей в существующем законодательстве об обороте товаров в интернете находят ряд пробелов.
Как отметили в Комитете по защите прав потребителей Минторговли (КЗПП), в 2020 году к ним поступило 689 жалоб от покупателей на действия онлайн-магазинов. По итогам принятых мер казахстанцам было возвращено 13,2 миллиона тенге.
А за первые три с половиной месяца текущего года поступило уже 265 жалоб. Потребителям в итоге вернули 794,8 тысячи тенге.
С какими проблемами сталкиваются онлайн-покупатели
Причинами обращений казахстанцев в Комитет по защите прав потребителей являются следующие случаи:
- уклонение от регистрации онлайн-магазина в органах государственных доходов;
- отсутствие возможности обмена или возврата товара;
- ненадлежащее качество доставленного и оплаченного товара;
- непредставление информации о товаре, то есть отсутствие ярлыков, этикеток и документов, подтверждающих факт приобретения товара;
- отсутствие информации, реквизитов и контактных номеров продавца на сайте и в социальных сетях интернет-магазина;
- отсутствие возможности у потребителей затребовать у продавца сертификат соответствия товара;
- срыв сроков доставки, в том числе без уведомления об этом потребителя;
- ограничение выбора, навязывание определенного спектра товаров;
- мошенничество и обман потребителей.
Как будут защищать права онлайн-покупателей в Казахстане
Для устранения выявленных пробелов, касающихся электронной торговли, планируется провести актуализацию казахстанского законодательства.
Заместитель председателя КЗПП Алмас Абжаппаров: «Чтобы остановить рост количества обманов и мошенничества в интернет-торговле необходим более четкий порядок правового регулирования электронных продаж.
Поэтому мы предусматриваем обязательное включение в будущем законопроекте отдельного раздела по дистанционному способу продажи товаров.
В своей концепции мы предусмотрели установление минимального перечня сведений при заключении электронного договора, обязательную регистрацию сайта и предоставление сведений об ответственном юридическом лице, подтверждение о действительном занятии электронной коммерцией».
В комитете также отметили, что для действенной защиты прав потребителей электронной торговли планируется учесть меры, которые предлагают казахстанцы.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1914310-s-kakimi-problemami-stalkivayutsya-kazahstantsy-vo-vremya-onlayn-pokupok/