О том, на что обратить внимание при подписании кредитного договора рассказал директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев.
- Александр Леонидович, как часто к вам обращаются граждане по вопросам кредитования?
- С 2020 года в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка поступило свыше 34 тыс. обращений от граждан, почти 70% из них касались банковского сектора. 67% таких обращений – это вопросы просрочки по кредитам и реструктуризации своей задолженности.
- Сейчас на кредитном рынке представлено множество различных предложений, как в них разобраться в этом потребителю?
- Остерегайтесь мошенников, берите кредиты только в организациях, имеющих лицензию Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка. Тогда вы сможете защитить свои права потребителей финансовых услуг, а регулятор защитит ваши интересы.
Внимательно изучите предложения банков. Для усиления преддоговорной работы, в целях повышения прозрачности условий банковских договоров, установлена новая форма памятки, которая предоставляется заемщику до заключения договора банковского займа. По ней можно сравнить условия в различных банках.
- Кредит оформлен. Какие правила теперь нужно соблюдать заемщику?
- Погашайте кредит вовремя. Если появилась возможность погасить досрочно, то обязательно ею пользуйтесь.
Для этого напишите заявление в банк, а потом возьмите у менеджера справку, подтверждающую, что кредит закрыт.
- А если у заемщика возникли проблемы с погашением кредита?
- Необходимо в течение 30 дней с даты наступления просрочки обратиться в банк с письменным заявлением.
В нем надо указать:
1. Причину неисполнения своих обязательств. Важно иметь на руках хоть какие-то документы, подтверждающие возникшие у вас сложности.
2. Свои варианты по исполнению обязательств. Вы можете предложить, к примеру: уменьшение ставки вознаграждения, отсрочку платежа, изменение срока действия договора и так далее.
Банк должен ваше заявление принять, зарегистрировать, рассмотреть, и в течение 15 календарных дней – предоставить ответ
- Если договориться не удалось?
- Вы вправе обратиться в агентство. При этом обязательно нужно предоставить подтверждение своего обращения в банк и недостижения взаимоприемлемого решения. Агентство на основании вашего обращения в рамках своих полномочий инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после завершения проверочных мероприятий предоставит оценку действий банку. Кстати, в этот период кредитор не вправе начинать процедуры взыскания заложенного имущества должников, относящихся к социально уязвимым слоям населения.
Напомним, что в агентство можно обратиться:
- письменно, через курьера, по адресу: г. Алматы, Коктем-3, д.21;
- написав в канцелярию по электронной почте: info@finreg.kz;
- через портал электронного правительства egov.kz;
- через Управления региональных представителей агентства – по территориальной принадлежности.
Кроме того, департаментом защиты прав потребителей финансовых услуг агентства дважды в неделю проводится прием граждан.
Для записи на прием необходимо направить на электронный адрес Yermek.Utemisov@finreg.kz следующие данные: ФИО, ИИН, контактные данные, полное наименование финансовой организации, краткое описание обращения и обязательно указать тему «Запись на прием».
Также в будни с 10:00 до 17:00 вы можете записаться на прием граждан или получить консультации через call-центр агентства по номеру: +7 727 237 1000.
Граждане могут также получить консультации через мобильное приложение «Fingramota Online», которое представляет собой своего рода «виртуальную приемную».
Приложение можно скачать по ссылкам:
в App Store: https://apps.apple.com/kz/app/fingramota-online/id1134502211,
в Play Market: https://play.google.com/store/apps/details?id=kz.nationalbank.appeals.
Также доступна веб-версия «Fingramota Online»: http://online.fingramota.kz/ru.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1940179-kak-pravilno-polzovatsya-kreditom/