Казахстанцы нередко попадаются на удочку нерадивых и недобросовестных продавцов и оказываются ущемленными в своих правах, передает NUR.KZ.
Жители страны все чаще сталкиваются с нарушениями прав потребителей – зачастую это происходит из-за незнания законодательства в этой области. Наибольшее количество нарушений происходит в области розничной торговли, где присутствует микро- и малый бизнес. Одно из «популярных» нарушений – отказ в возврате или обмене товара в течение 14 дней или в течение гарантийного срока, если выяснилось, что товар ненадлежащего качества.
Ситуация усугубилась с увеличением из-за пандемии онлайн-торговли.
«Приобретая тот или иной товар онлайн, нужно обращать внимание на его стоимость – если она значительно ниже рыночной, то, возможно, это товар низкого качества. А если цена якобы снижена из-за акций – проверьте онлайн-площадку через некоторое время – стоимость товара не изменится, а отсчет времени начнется заново. Также следует обратить внимание на детали – есть ли офис или региональные представительства у компании, контактные данные, информация о механизме обмена и возврата товара. Что касается оплаты, то она должна производиться на банковские счета, а не посредством прямых переводов», - рассказывает руководитель Департамента по защите прав потребителей Акмолинской области Светлана Занегина.
Она советует снимать момент распаковки товара, купленного онлайн, на видео, чтобы иметь доказательства того, что вещь не была подменена клиентом, если она оказалась ненадлежащего качества. Руководитель Департамента рекомендует обращаться в полицию в случае, если налицо – явное мошенничество, например, товар оплачен, но не доставлен.
Еще один важный вопрос – соответствие цены товара на кассе той, что указана на ценнике. В этом случае необходимо сделать фото ценника. Пригласить администратора и сообщить ему о нарушении, аргументировав свои слова законодательством. В частности, статья 24 закона «О защите прав потребителей» гласит, что продавец обязан продать товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен. Кроме того, такое нарушение по КоАП наказывается штрафом от 10 до 200 МРП.
Для того, чтобы защитить права потребителей, в июне 2020 года был увеличен перечень обязанностей субъектов предпринимательства внесением изменений и дополнений в законодательство РК по вопросам защиты прав потребителей. Была внедрена трехступенчатая система рассмотрения обращений, запущена Единая информационная система приема жалоб в сфере защиты прав потребителей. Также введен запрет на необходимость приобретения одних товаров с обязательным условием приобретения дополнительных товаров, как это бывает, например, при покупке авто в салоне.
Помимо того, законодательно закреплена административная ответственность предпринимателей от предупреждения до штрафа в размере до 50 МРП. Наказание грозит, если: потребителю отказано в возврате или обмене товара, не предоставлен в срок письменный ответ потребителю на его претензию.
Нарушением считается также случай, если продавцом не размещены на видном месте контакты предпринимателя, Департамента по защите прав потребителей.
Руководитель Департамента по защите прав потребителей Акмолинской области Светлана Занегина отмечает, что, к сожалению, далеко не каждый обманувшийся гражданин приходит за защитой своих прав. Только единицы потребителей обращаются с претензией к продавцу.
Кроме того, отмечает Светлана Занегина, все госорганы наделены полномочиями по защите прав потребителей в рамках своих отраслевых законов, а не только уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1941140-kazahstantsam-rasskazali-kak-zaschititsya-ot-nedobrosovestnyh-prodavtsov/