Top.Mail.Ru
Финансы

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Мошенники обманули казахстанцев на десятки миллиардов тенге

Опубликовано:

Мошенники
Фото: depositphotos

В Казахстане в последние годы резко возросло число преступлений против собственности. По статистике генпрокуратуры, в стране практически каждый час совершаются более семи краж и свыше пяти мошенничеств. Однако несмотря на меньшую распространенность в сравнении с кражами, сумма ущерба от действий мошенников по расследуемым уголовным делам за 11 месяцев текущего года почти в 7,5 раза превысила потери от воров — 92,5 млрд тенге против 12,7 млрд тенге.

Причина такого расхождения в суммах ущерба между кражей и мошенничеством в том, что для защиты личного имущества от квартирных воров существуют надежные двери, замки и сейфы. Кроме того, мало кто держит дома крупные суммы денег или драгоценности — для этого существуют банковские счета и ячейки, которые надежно защищены от преступных посягательств злоумышленников. Мошенники же действуют иначе: под разными предлогами они убеждают граждан открыть доступ к ценностям, а затем исчезают вместе с ними.

Специалисты по кибербезопасности считают, что основная причина широкой распространенности финансовых мошенничеств заключается в низком уровне финансовой грамотности населения. По данным исследования ОЭСР «Уровни финансовой грамотности в Евразии» за 2017 год, средний балл за финграмотность в нашей стране составил 13 из возможных 21. Лишь три респондента из десяти набрали минимальный целевой балл за отношение к финансам (4 балла или более из 5).

Осознавая масштаб проблемы, Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка работает над повышением финансовой грамотности населения на системном уровне. В соответствии с рекомендациями Организации экономического сотрудничества финрегулятор разработал Концепцию повышения финансовой грамотности на 2020 - 2024 годы и последовательно реализует изложенные в ней мероприятия. В дополнение к разъяснительной работе АРРФР принимает и проактивные меры по защите потребителей финансовых услуг от кредитных мошенников. В их числе — поддержка депутатской инициативы бороться с кредитными мошенниками с помощью добровольного запрета на открытие займов. Суть этой меры заключается в том, что у любого потребителя финансовых услуг будет право письменно отказаться от получения кредита — до момента, пока такая потребность не возникнет вновь.

Следует отметить, что подобная практика уже широко используется за рубежом: так, например, граждане США могут «заморозить» доступ к своему кредитному отчету, что лишает самого клиента или третьих лиц права оформлять на него новые кредиты, пока действует «заморозка». Аналогичную опцию намерен предложить своим клиентам российский ВТБ Банк: его потенциальные заемщики вскоре смогут ограничить получение кредита через интернет-банк или мобильное приложение и таким образом защититься от мошенников, использующих методы социальной инженерии.

Впрочем, подобная мера позволит защитить интересы лишь той категории граждан, которые ответственно относятся к своим финансовым обязательствам и для которых лишний долг, особенно тот, на который они не соглашались, — чрезвычайное происшествие. Иначе обстоят дела с теми, кто, надеясь заработать, добровольно соглашается помогать мошенникам и участвует в их преступных схемах. Участие в таких финансовых махинациях, как правило, заканчивается плачевно для горе-заемщиков.

Свежий пример — житель Кентау пострадал от мошенника, пообещавшего помочь с оформлением крупного кредита. Как рассказал потерпевший, ему понадобилось оформить заем на 20 млн тенге и для этого он решил воспользоваться помощью знакомого, который запросил за свои услуги 150 тыс. тенге. Результат истории предсказуем: ни знакомого, ни денег, ни кредита. В настоящее время преступник задержан полицией, по данному факту проводится расследование.

В данном случае потерпевший еще легко отделался — в сравнении с желаемой суммой займа его финансовые потери не так уж велики. Намного чаще совершаются преступления, когда мошенники убеждают потенциальную жертву оформить на себя товарный или потребительский кредит, обещая, что выплачивать долг не придется, поскольку у них якобы есть связи в банках, полиции и судах. За это махинаторы обещают выплатить вознаграждение в 5-10% от суммы займа. Когда жертва выполняет все инструкции преступников, последние переводят заемные средства на свои счета, обналичивают их и исчезают. В таких случаях жертвы преступников остаются должны кредиторам крупные суммы, и с этим уже ничего нельзя поделать.

В Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка рекомендуют придерживаться нескольких простых правил, чтобы не стать жертвой мошенников:

  • Используйте функции безопасности вашего компьютера и мобильных устройств (антивирусная защита, сложные составные пароли, не храните на компьютере или мобильном устройстве личные данные в открытом виде);
  • Не публикуйте персональные данные в интернете (форумы, социальные сети и т.д.);
  • Не доверяйте звонкам от незнакомцев, которые представляются сотрудниками финансовых организаций, не раскрывайте им свои персональные данные, особенно PIN-код, CVV/СVC-код (трехзначный номер на обороте карты);
  • Не открывайте электронные письма, полученные из неизвестных и подозрительных адресов, не переходите по ссылкам, присланным из сомнительных источников по электронной почте, в социальных сетях или посредством SMS;
  • Если вы часто совершаете онлайн-покупки, то лучше заведите отдельную карту для интернет-покупок (виртуальную карту);
  • Перед совершением онлайн-покупки убедитесь, что сайт, на котором вы находитесь, действительно принадлежит интернет-магазину, и его адрес начинается с https://, а не с http://;
  • Подключите SMS- или PUSH-уведомления к своим платежным картам;
  • Никогда не отключайте функцию 3D-Secure;
  • Не храните PIN-коды вместе с карточками, и, конечно же, не разглашайте их никому. Не передавайте свои банковские карты третьим лицам (даже родственникам), в том числе для проведения платежей в кафе и ресторанах;
  • Не пользуйтесь открытыми точками доступа wi-fi для входа в банковские аккаунты;
  • В случае утери карты, сразу же блокируйте ее и приостанавливайте все операции, позвонив на горячую линию банка, также желательно посетить отделение банка в кротчайшие сроки с целью блокировки счетов.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1946416-moshenniki-obmanuli-kazahstantsev-na-desyatki-milliardov-tenge/