За 10 лет цены на новые и подержанные автомобили, а также услуги для казахстанских автовладельцев выросли в несколько раз. Поспевают ли за ними доходы казахстанцев, читайте в материале NUR.KZ.
Рост курса доллара по отношению к тенге активизировал и без того динамичный рост цен на товары и услуги в Казахстане. В частности, об увеличении цен заявили продавцы электроники, продуктов питания, недвижимости и услуг авиакомпаний.
Автомобильный рынок тоже не стал исключением. В пресс-службе "Астана Моторс" нам рассказали, что из-за слабеющего тенге импортные авто в Казахстане могут подорожать на столько же, на сколько вырастет американская валюта. В зависимости от курса тенге также ожидается изменение цен на машины казахстанского производства в будущем.
Между тем, напомним, что за последние 10 лет казахстанцы переживали резкий скачок курса доллара несколько раз. На сколько за это время выросла стоимость американской валюты, зарплат казахстанцев и цен для автовладельцев, рассказали специалисты страховой компании Freedom Finance Insurance.
Соотношение зарплаты к курсу доллара
Отметим, что в январе 2022 года средняя зарплата казахстанцев составила 272 968 тенге. Между тем в феврале 2012 года, по данным Бюро национальной статистики, она была равна 92 338 тенге. То есть, за 10 лет средняя зарплата выросла в 3 раза.
Если сравнивать доходы в долларах США, то в 2012 году средняя зарплата была равна 625 долларам при официальном курсе Национального банка на 17 марта 147,72 тенге. Спустя 10 лет при курсе 508,94 тенге средняя зарплата составляет 536 долларов.
Получается, что в долларовом эквиваленте зарплаты уменьшились почти на 15%.
При этом автомобили и все, что с ними связано, как и зарплаты казахстанцев, в тенге подорожали в несколько раз.
Как изменилась стоимость новых автомобилей
Для сравнения стоимости машин специалисты Freedom Finance Insurance взяли модели, которые чаще всего страхуют в данной страховой компании.
Таким образом выяснилось, что в 2012 году казахстанские автовладельцы покупали новые седаны классов эконом и бизнес в среднем за 3,5 миллиона тенге. То есть, чтобы купить новую машину, в среднем нужно было потратить 38 зарплат.
В этом году средняя стоимость таких автомобилей почти в три раза больше - 10 миллионов тенге. На сегодняшний день на покупку нового автомобиля в среднем уходит 37 зарплат.
Как изменилась стоимость подержанных автомобилей
Подержанные седаны эконом-класса и бизнес-класса с пробегом до 5 лет в 2012 году стоили в среднем 1,5 миллиона тенге. На их покупку по средней цене уходило чуть больше 16 средних зарплат.
Сейчас такие машины в среднем стоят в четыре раза дороже - 6 миллионов тенге, что соответствует 22 средним зарплатам. То есть, подержанные автомобили для казахстанцев подорожали заметнее.
Что еще подорожало для автовладельцев
В несколько раз за 10 лет выросла стоимость и сопутствующих расходов автовладельцев.
Так, например, средняя стоимость шин увеличилась с 12-17 тысяч до 30-50 тысяч тенге за штуку. А замена масла и фильтров для автомобилей с объемом двигателя 2,5-3 литра - с 8-12 тысяч до 20-25 тысяч тенге.
Почти в два раза за это время подорожал бензин. В 2012 году литр топлива марки Аи-92 в среднем стоил 106 тенге, а в 2022 - 182 тенге.
Как выросла стоимость обязательной страховки
А вот стоимость обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ОГПО) растет ежегодно в зависимости от месячного расчетного показателя (МРП).
На цену также влияют стаж вождения автовладельца, тип автомобиля, регион регистрации транспортного средства и коэффициент безаварийности.
В соотношении с общим объемом страховых премий ОГПО и количеством застрахованных легковых автомобилей, средняя стоимость полиса обязательного страхования в 2012 году составляла 7 700 тенге, а в 2022 году – 24 000 тенге. То есть, выросла в три раза.
Каким будет рост стоимости автомобилей, комплектующих к ним и других расходов автовладельцев после очередной девальвации, станет известно по итогам следующих отчетных периодов.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1961185-kak-za-10-let-izmenilis-tseny-na-novye-i-poderzhannye-avtomobili-v-kazahstane/