Телефонные звонки от мошенников выходят на новый уровень. Теперь, даже если жертва не повелась на их уловки, она все равно может лишиться своих денег. Как разговаривать с подозрительными собеседниками, узнали журналисты NUR.KZ.
Такой метод мошенничества называется «вишингом». Он заключается в том, что мошенники, применяя психологическое манипулирование, играя определенную роль, под разными предлогами выуживают у владельцев карт личные данные, которые помогут «обчистить» их счета.
Специалисты проекта Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка FinGramota сообщают, что вишинг вышел на новый уровень. Теперь мошенники с помощью голосовых ботов собирают и биометрические данные своих жертв.
Кем могут притворяться мошенники
Уже достаточно давно посредством IP-телефонии злоумышленники научились подделывать любые номера, что позволяет им представляться сотрудниками банков, правоохранительных органов, различных компаний и организаций.
Чтобы самим «не расколоться» во время разговора и охватить как можно больше потенциальных жертв, с помощью современных технологий они также начали использовать обычные аудиозаписи или голосовых роботов, которые без устали «общаются» с собеседниками по определенным сценариям.
Вот три мошеннических сценария таких звонков:
- Чаще всего мошенники запугивают информацией о хакерских атаках на счета и мобильный банкинг жертвы. Голосовые роботы могут действовать по этой же проверенной схеме – звонить с короткого банковского номера, сообщать о том, что кто-то оформил кредит на имя собеседника, его счета заблокированы и все деньги нужно перевести на «безопасный» счет третьего лица.
- Мошеннические боты могут позвонить от лица полиции, сообщить о наличии некоего штрафа. А для получения подробной, конфиденциальной информации собеседнику нужно подтвердить свою личность. Для этого необходимо ответить на ряд вопросов, среди которых могут быть вопросы о данных платежной карты или счета.
- Следующая схема рассчитана на запись голоса и речи собеседника. Как только он отвечает на звонок, включается простая аудиозапись, на которой сообщается о выигрыше в конкурсе, лотерее или розыгрыше. Заманенная жертва задает уточняющие вопросы, но поток слов на том конце провода не прекращается. Это рассчитано на то, чтобы собрать как можно больше биометрических данных.
Какие бы поводы ни использовали мошенники, привлекая голосовых роботов, они пытаются получить важные конфиденциальные сведения: ИИН, номер удостоверения личности, полные реквизиты карты, код из SMS-сообщения и так далее.
Также злоумышленникам важно получить четкие фразы жертвы: «Да» и «Я подтверждаю». Для этого боты могут задавать такие вопросы, как: «Вы проживаете в Алматы?», «Вы совершали платежи за последние сутки?», «Вы хотите забрать свой приз?», «Вы меня хорошо слышите?», «Подтверждаете ли вы эту информацию?».
Как мошенники могут использовать запись речи жертвы
Записывая речь собеседника, злоумышленники рассчитывают на то, что смогут с помощью биометрических данных совершать различные финансовые услуги, например, оформить кредит.
Но в банках и микрофинансовых организациях могут быть и дополнительные уровни проверки, поэтому только сказанного голосом жертвы «Да» скорее всего будет недостаточно для выдачи займа. Но, если собеседник успел сообщить роботу важную персональную информацию, тогда риск увеличивается.
Также мошенники могут продать «голосовой слепок» третьим лицам или использовать его в целях вымогательства, к примеру, смонтировать компрометирующую запись и потом требовать за нее деньги.
Что делать, если поступил подозрительный звонок
Во-первых, голосового робота или просто включенную аудиозапись распознать несложно. Если это удалось, то нужно просто отключить звонок и заблокировать номер.
Если есть сомнения или по другим причинам было решено продолжить «общение» с ботом, то нужно внимательно следить за своими словами. Например, вместо слова «Да» использовать «Алло» и другие неоднозначные слова – «Как бы», «Угу», «Ну» и другие.
Если позвонили с номера call-центра банка, который, напомним, мошенники могут легко подделать, то рекомендуется завершить разговор и перезвонить туда самостоятельно, вручную набрав номер.
Также нужно запомнить, что банки и другие организации, в том числе правоохранительные органы, никогда не будут звонить, чтобы уточнить данные карты и другую конфиденциальную информацию. И никакого «безопасного» счета не существует. Это все легенды от мошенников.
Если конфиденциальные данные уже попали к мошенникам
Люди – это не роботы. Поэтому, если голосовому боту или убедительному мошеннику все-таки удалось переиграть свою жертву и выудить личные данные, то нужно незамедлительно обратиться в банк и попросить заблокировать счета и все операции.
Также нужно написать заявление в правоохранительные органы. При этом у себя стоит сохранить его копию с номером и датой регистрации.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1963507-novyy-sposob-lishit-kazahstantsev-deneg-pridumali-moshenniki/