Казахстанцы в пенсионном возрасте входят в группу риска, так как злоумышленники могут применять в их отношении различные уловки. В итоге это может привести к потере денег и драгоценностей. О том, какие методы обмана они применяют, читайте в материале NUR.KZ.
За последние несколько лет мошенничество активно распространилось не только в Казахстане, но и в других странах.
А с развитием онлайн-услуг и цифровых технологий риск быть обманутым и потерять свои деньги резко возрос.
Особенно под угрозой оказались граждане пенсионного возраста. При этом уловки мошенников могут быть как дистанционными (с использованием телефона или Интернета), так и очными.
Как обманывают дистанционно
Одним из самых распространенных способов обмана остаются телефонные звонки. При этом может применяться несколько сценариев:
- под видом сотрудника банка, госорганов или полиции – могут сообщить о том, что якобы некто взял кредит на их имя или что у них есть долги, за которые могут арестовать;
- под видом родственников – могут притвориться родственниками и сообщить, что оказались в сложной ситуации, поэтому им нужны деньги;
- под видом пенсионного фонда, лотереи или с объявлением новых льгот – могут предложить якобы надбавки к выплатам или призы, но для этого нужно назвать данные карты или отправить деньги;
- ошибочный перевод денег – злоумышленники якобы случайно отправили деньги и просят их вернуть, но при этом воруют средства жертвы.
Также могут быть и другие уловки с использованием социальных сетей, поэтому важно предупредить пожилых граждан и научить их некоторым правилам безопасности.
Например, нельзя сообщать данные своей банковской карты третьим лицам, даже если они представились сотрудниками полиции, пенсионного фонда или банка.
А если звонит родственник с другого номера и просит помощи, то нужно бросить трубку и самостоятельно перезвонить этому человеку по его контактным данным. То же самое применимо к "сотрудникам банка" – нужно сказать, что сами обратитесь в банк и позвонить по телефону, указанному на сайте организации.
В случае "ошибочного перевода" денег нужно сначала проверить свой банковский счет. И если это реальная ошибка, то нужно обратиться в банк и сообщить, что на ваш счет поступил ошибочный перевод и вы не собираетесь использовать эти деньги в каких-либо целях.
Банк сам отменит операцию. А самостоятельно переводить деньги не следует даже при уговорах "отправителя" – вас могут вовлечь в мошенническую схему.
Как обманывают "в живую"
Помимо мошенничества по телефону или Интернету, все еще сохраняется угроза потери денег при живом общении со злоумышленниками. Обычно это происходит с пожилыми гражданами, которые проживают одни, или когда никого из членов семьи не оказалось дома.
Так, злоумышленники (обычно двое) могут прийти под видом проверяющих: якобы были жалобы на утечку газа или протечку труб. Также они могут зайти под видом проверки счетчиков.
И пока пенсионер разговаривает с одним из них, второй может обыскать жилье и забрать деньги или драгоценности.
Также мошенники могут предложить различные услуги (поставить фильтр для воды, детектор газа и так далее), но потребовать за них большую сумму денег.
Поэтому нужно предупредить пенсионеров, что при появлении незнакомых лиц, или если им предлагают что-либо на улице и в неизвестных организациях, нужно обязательно позвонить своим родственникам и сообщить об этом.
Заранее принятые меры могут помочь защитить их от обмана.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/1998639-predupredite-roditeley-kak-moshenniki-voruyut-dengi-u-pozhilyh-kazahstantsev/