Многие казахстанцы хотя бы раз в жизни сталкивались с мошенниками, которые пытались обманным путем заполучить их деньги. О том, как сразу понять, что позвонил обманщик, рассказали эксперты медиа-портала FinGramota.
Телефонные мошенники – одна из самых распространенных категорий злоумышленников. Они всегда придумывают складную историю и стараются сразу же "уболтать" свою жертву. Их главная цель – завладеть персональной и платежной информацией граждан и получить доступ к их деньгам.
Однако в большинстве случаев их легко можно распознать. Хоть они и стараются придумать разные истории, пугать различными "страшилками", как правило, у всех мошенников есть несколько общих признаков.
Мошенники всегда звонят первыми
Злоумышленники могут позвонить казахстанцам и представиться кем угодно, например, сотрудниками службы безопасности банка. Они могут сообщить о том, что денежный счет якобы оказался под угрозой – номер телефона, привязанный к банковской карте, был изменен, и им пришлось заблокировать ее, чтобы спасти деньги.
В этом случае мошенники могут предложить несколько вариантов "спасения" денег – перевести их на «безопасный» счет, продиктовав полные реквизиты карточки и код из SMS, либо скачать приложение для борьбы с онлайн-мошенниками.
Неважно, что будет говорить злоумышленник. В любом случае нельзя следовать его инструкциям и тем более передавать какие-либо данные или устанавливать приложения.
Важно помнить, что настоящий сотрудник банка имеет всю необходимую для работы информацию, и ему не нужно знать реквизиты карточки, три цифры на обороте или PIN-код.
Мошенник постарается вызвать сильные эмоции
Все мошенники действуют по одной методике – они пытаются заговорить свою жертву, чтобы у той не было времени подумать. Они сразу же начинают эмоционально давить, запугивать и торопить.
Иногда, чтобы притупить бдительность собеседника, злоумышленники могут сообщить приятную новость о внезапном выигрыше или другом "сюрпризе" в виде "беспроцентной акции по кредитам" или "повышении ставок по депозитам".
Настоящие сотрудники банка никогда не будут запугивать, угрожать или пытаться вызвать другие сильные чувства. Они также не попросят немедленно осуществить перевод со счета на счет, оформить "зеркальный кредит" или снять деньги с банкомата.
Не стоит бояться "обидеть" банковского сотрудника – если появились сомнения по поводу честности звонящего, лучше сразу прекратить разговор и позвонить в call-центр банка. Настоящий банковский служащий с пониманием отнесется к мерам предосторожности, а вот мошенник потеряет возможность заполучить чужие деньги.
Существуют некоторые универсальные меры предосторожности, которые помогут защититься от мошенников:
- никому нельзя сообщать конфиденциальную информацию: PIN-коды, номера и CVV-коды банковских карт. Настоящим сотрудникам государственных структур и банков эта информация абсолютно не нужна;
- не стоит устанавливать сомнительные или какие-либо другие мобильные приложения по просьбе "сотрудника банка";
- не существует никаких "безопасных счетов" и "зеркальных кредитов" – все банковские счета изначально безопасны, а оформление кредита не способно защитить деньги. Если звонящий предлагает что-то подобное, не стоит следовать его инструкциям;
- сотрудник банка не будет запугивать и торопить своих клиентов – если это происходит лучше прекратить общение.
Эти меры предосторожности очень просты, но на деле могут спасти сбережения от мошенников. Важно помнить, что сами по себе злоумышленники ничего не смогут сделать – им важно содействие своих жертв.
Напомним, в 2022 году в Казахстане было зарегистрировано почти 40 тыс. правонарушений по статье "Мошенничество", а общий ущерб, который злоумышленники нанесли рядовым гражданам, составил примерно 100 млрд тенге.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/2005583-kak-kazahstantsy-mogut-ponyat-chto-im-pozvonili-finansovye-moshenniki/