Процедура урегулирования долга является обязательным требованием для дальнейшего банкротства. При этом она может помочь должникам найти выход из долгов без потери имущества. Подробнее об этом читайте в материале NUR.KZ.
3 марта 2023 года в Казахстане стартует прием заявлений на прохождение процедур банкротства (внесудебного и судебного) и восстановления платежеспособности.
Однако не всем должникам могут одобрить заявки, так как имеются определенные критерии для соответствия указанным программам.
Одним из них является обязательное прохождение процедуры урегулирования задолженности с кредитором (действует с 1 октября 2021 года) до подачи заявления на банкротство. О том, как правильно это сделать, рассказали в FinGramota.kz.
Чем полезно урегулирование долга
Казахстанцы могут воспользоваться процедурой урегулирования задолженности для решения проблем с просрочками. В ее рамках должники могут попросить:
- снизить ставку вознаграждения;
- списать весь долг или его часть (штрафы, неустойку, комиссии);
- изменить сроки займа или методы его погашения;
- предоставить отсрочку и так далее.
В свою очередь банки и микрофинансовые организации (МФО) обязаны исполнять эту процедуру и рассматривать заявления должников. Они могут согласиться с предлагаемыми условиями или отказать (с указанием причин), а также предложить другие варианты решения ситуации.
При этом условия займа не могут быть изменены в худшую для заемщика сторону. Поэтому при сложностях с кредитами важно попытаться решить проблему через урегулирование задолженности.
Как действовать должнику
Если казахстанцы заранее понимают, что могут просрочить платеж из-за ухудшения своего финансового положения, то они могут подать соответствующее заявление в банк (МФО) до наступления просрочки.
А если заемщик допускает просрочку платежа, то кредитор (банк или МФО) должен в течение 20 дней сообщить ему о наличии просрочки путем уведомления.
Должник же должен подать заявление с просьбой пересмотреть условия кредита и его оплаты, как было отмечено выше. При этом в самом заявлении важно указать причины ухудшения своего финансового положения и прикрепить подтверждающий документ (справку об увольнении, болезни и так далее).
Заявление подлежит обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению банком и МФО. Ответ должен быть предоставлен в течение 15 календарных дней в виде согласия на изменение условий займа или мотивированного отказа.
"В случае, если достичь согласия с кредитором по условиям реструктуризации займа не удалось, заемщик вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. При этом обязательно нужно предоставить подтверждение обращения заемщика в банк или МФО и недостижения взаимоприемлемого решения.
Также должники для урегулирования разногласий, возникающих из договора ипотечного займа, могут обратиться к банковскому омбудсману в соответствии с Законом о банках", – сообщают в FinGramota.kz.
Попробовать урегулировать задолженность можно даже в случае очень старого неоплачиваемого кредита. А без проведения данной процедуры не получится подать заявление на банкротство.
Напомним, что в заявлении на банкротство нужно обязательно указать данные кредиторов, которые выдавали займы и микрокредиты. Узнать всю информацию о сумме долгов, просрочек, финансовой организации-кредиторе можно в своей кредитной истории.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/2009301-kak-uregulirovat-zadolzhennost-pered-protseduroy-bankrotstva-v-kazahstane/