Top.Mail.Ru
Финансы

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Прием заявок на банкротство начался в Казахстане: что нужно знать заемщикам

Опубликовано:

Мужчина держит пустой кошелек
Пустой кошелек. Иллюстративное фото: freepik.com

Процедура урегулирования долга является обязательным требованием для дальнейшего банкротства. При этом она может помочь должникам найти выход из долгов без потери имущества. Подробнее об этом читайте в материале NUR.KZ.

3 марта 2023 года в Казахстане стартует прием заявлений на прохождение процедур банкротства (внесудебного и судебного) и восстановления платежеспособности.

Однако не всем должникам могут одобрить заявки, так как имеются определенные критерии для соответствия указанным программам.

Одним из них является обязательное прохождение процедуры урегулирования задолженности с кредитором (действует с 1 октября 2021 года) до подачи заявления на банкротство. О том, как правильно это сделать, рассказали в FinGramota.kz.

Чем полезно урегулирование долга

Казахстанцы могут воспользоваться процедурой урегулирования задолженности для решения проблем с просрочками. В ее рамках должники могут попросить:

  • снизить ставку вознаграждения;
  • списать весь долг или его часть (штрафы, неустойку, комиссии);
  • изменить сроки займа или методы его погашения;
  • предоставить отсрочку и так далее.
Подписание договора
Договор. Иллюстративное фото: BernardaSV/Getty Images

В свою очередь банки и микрофинансовые организации (МФО) обязаны исполнять эту процедуру и рассматривать заявления должников. Они могут согласиться с предлагаемыми условиями или отказать (с указанием причин), а также предложить другие варианты решения ситуации.

При этом условия займа не могут быть изменены в худшую для заемщика сторону. Поэтому при сложностях с кредитами важно попытаться решить проблему через урегулирование задолженности.

Как действовать должнику

Если казахстанцы заранее понимают, что могут просрочить платеж из-за ухудшения своего финансового положения, то они могут подать соответствующее заявление в банк (МФО) до наступления просрочки.

А если заемщик допускает просрочку платежа, то кредитор (банк или МФО) должен в течение 20 дней сообщить ему о наличии просрочки путем уведомления.

Должник же должен подать заявление с просьбой пересмотреть условия кредита и его оплаты, как было отмечено выше. При этом в самом заявлении важно указать причины ухудшения своего финансового положения и прикрепить подтверждающий документ (справку об увольнении, болезни и так далее).

Стороны ведут переговоры
Переговоры. Иллюстративное фото: freepik.com/pressfoto

Заявление подлежит обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению банком и МФО. Ответ должен быть предоставлен в течение 15 календарных дней в виде согласия на изменение условий займа или мотивированного отказа.

"В случае, если достичь согласия с кредитором по условиям реструктуризации займа не удалось, заемщик вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. При этом обязательно нужно предоставить подтверждение обращения заемщика в банк или МФО и недостижения взаимоприемлемого решения.

Также должники для урегулирования разногласий, возникающих из договора ипотечного займа, могут обратиться к банковскому омбудсману в соответствии с Законом о банках", – сообщают в FinGramota.kz.

Попробовать урегулировать задолженность можно даже в случае очень старого неоплачиваемого кредита. А без проведения данной процедуры не получится подать заявление на банкротство.

Напомним, что в заявлении на банкротство нужно обязательно указать данные кредиторов, которые выдавали займы и микрокредиты. Узнать всю информацию о сумме долгов, просрочек, финансовой организации-кредиторе можно в своей кредитной истории.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/2009301-kak-uregulirovat-zadolzhennost-pered-protseduroy-bankrotstva-v-kazahstane/