Top.Mail.Ru
Финансы

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Что нужно сделать после покупки жилья в Казахстане

Опубликовано:

Два человека пришли к соглашению.
Рукопожатие. Иллюстративное фото: pixabay.com

Завершив сделку купли-продажи жилья, новым хозяевам нужно решить несколько бюрократических вопросов. О том, что нужно сделать казахстанцам до новоселья, рассказали эксперты портала "Крыша".

Покупка собственной квартиры – мечта для многих казахстанцев, однако, даже если сделка купли-продажи состоялась, новому собственнику еще рано расслабляться. И дело даже не в ремонте, который нужно будет сделать после приобретения жилья на первичном рынке.

Перед новым владельцем квартиры встанут некоторые бюрократические вопросы, которые стоит решить как можно скорее.

Регистрация права собственности на недвижимость

Первое, что нужно сделать новому хозяину, это зарегистрировать право собственности. Согласно Гражданскому кодексу РК, оно возникает только после государственной регистрации договора купли-продажи.

Зарегистрировать право собственности можно двумя способами:

  • лично – через Центр обслуживания населения (ЦОН);
  • вместе с нотариусом – через портал электронного правительства eGov.kz.

Чтобы пройти регистрацию в ЦОНе, при себе нужно иметь:

  • заявление;
  • удостоверение личности;
  • составленный правоустанавливающий документ;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Пройти регистрацию в электронном формате по желанию собственника можно сразу после заключения сделки. Для этого не нужно заявление.

Процедура регистрации занимает 1-3 рабочих дня. В итоге выдается договор с пометкой о произведенной регистрации либо уведомление об отказе и приостановлении процедуры.

Стоит отметить, что процедуру регистрации можно ускорить и получить право собственности в течение нескольких часов. Подробности можно узнать у нотариуса.

Женщина держит деньги на фоне планшета
Планшет и деньги. Иллюстративное фото: NUR.KZ/Владимир Третьяков

Получение прописки

Помимо регистрации права собственности новому владельцу также нужно зарегистрироваться по постоянному месту жительства, то есть получить прописку. Так как граждане Казахстана могут иметь любое количество недвижимости, получить прописку достаточно в одной из них.

Прописаться можно через eGov.kz или в ЦОНе. Для этого нужно удостоверение личности владельца и документы членов его семьи. Сведения о владельце, подтверждающие основания возникновения права собственности на жилье, сотрудники ЦОНа получают из информационных систем.

Если собственника нет, а прописку получить нужно, то достаточно его письменного согласия на регистрацию и копии удостоверения личности. Сама услуга бесплатная, а оказывается она в течение 30 минут с момента подачи документов.

Отметим, что при наличии другой прописки специально ее отменять не нужно. Когда человек подает заявление на регистрацию по новому месту жительства, МВД РК автоматически снимает его с учета по старому адресу.

Работа с коммунальщиками, КСК, ОСИ и ПТ

Новому владельцу также нужно обратиться к поставщикам коммунальных услуг. Их контакты можно найти на квитанциях или на официальных сайтах компаний.

В эти организации нужно подать следующие документы:

  • оригинал и копию удостоверения личности собственника;
  • правоустанавливающий документ на жилье;
  • техпаспорт недвижимости;
  • уведомление о госрегистрации или справку об обременениях;
  • сведения о прописанных лицах в бумажном виде.

Если был куплен частный дом, то новому владельцу придется перезаключать все договоры на оказание услуг. Для этого, помимо вышеуказанных документов, нужно предоставить документ о техусловиях на каждую отдельную услугу и акты балансового разграничения. Эти документы нужно получить у продавца еще до покупки жилья.

Все эти бюрократические процедуры бесплатны и проводятся в течение 1-3 дней с момента личного обращения к поставщику.
Люди подписывают договор
Заключение договора. Иллюстративное фото: pixabay.com

Также нужно обратиться в компанию, управляющую домом. Это может быть кооператив собственников квартир (КСК), объединение собственников имущества (ОСИ) или простое товарищество (ПТ).

При обращении в компанию нужно:

  • проверить, нет ли долгов;
  • взять контакты руководителя и аварийной службы;
  • узнать об услугах, которые оказывает компания, а также о том, что можно получить бесплатно;
  • ознакомиться с тарифами на оказываемые услуги;
  • выяснить, сдаются ли по соседству квартиры в аренду, и взять контакты собственников на случай аварии.

Как отмечают эксперты, при желании можно настоять на переоформлении договора на оказание услуг с управляющей компанией. В нем нужно указать права и обязанности управляющей компании и собственника.

Нужно уточнить наличие гарантий

Если речь идет о "первичке", то нужно узнать о наличии гарантий от застройщика, а также о том, кто будет отвечать за работоспособность инженерных сетей после истечения гарантий.

Если покупка прошла на вторичном рынке, то у продавца нужно запросить документацию на все приобретенное вместе с квартирой имущество: мебель, техника и прочее оборудование. Также необходимо получить техпаспорта на счетчики для воды, электричества и газа. Это позволит не пропустить срок проверки и замены приборов, а значит, никто не наложит штраф.

После покупки жилья также стоит узнать номер участкового инспектора, а также детали по инженерным коммуникациям. И главное – не забыть сменить замок на входной двери.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/2009533-chto-nuzhno-sdelat-posle-pokupki-zhilya-v-kazahstane/