Коллекторские агентства предоставляют определенные услуги кредиторам, чтобы помочь им решить вопрос с проблемными долгами. О том, как они могут действовать и какие права имеют казахстанские должники, читайте в материале NUR.KZ.
Когда заемщик по тем или иным причинам перестает исполнять условия договора, образуется задолженность. В свою очередь кредитор (банк или микрофинансовая организация) стремится найти решение, чтобы вернуть деньги.
Поэтому он обращается к коллекторским агентствам. Подробнее о стереотипах при взаимодействии с ними рассказали эксперты портала FinGramota.
Банки обращаются к коллекторам сразу после просрочки
Если заемщик просрочил дату платежа, то в течение 20 календарных дней кредитор должен предупредить его об этом.
"В уведомлении кредиторы сообщают заемщику о его праве подать заявление на реструктуризацию, но сделать это должнику необходимо в течение 30 дней, как возникла просрочка", – сообщают в FinGramota.
И только когда срок просрочки превысит 90 дней, кредитор может продать его долг коллекторским агентствам. При этом передаются права и обязанности по договору о займе.
Или кредитор может временно передать договор на досудебное взыскание и урегулирование, а также право на сбор информации, связанной с долгом.
Можно игнорировать коллекторов
Специалисты могут позвонить родственникам и знакомым заемщика, чтобы найти нужные контактные данные, если это указано в договоре о займе. При этом данные третьи лица могут отказаться от общения с коллекторами.
А должники не имеют права избегать общения с коллекторами.
"Поэтому граждане, чьи долги переданы коллекторам, должны помнить о том, что по закону они обязаны извещать коллекторское агентство об изменении места жительства (юридический адрес), номера телефона, замене документов, удостоверяющих личность (в случае истечения срока действия, утери)", – сообщают эксперты.
Также должникам не рекомендуется их игнорировать, так как без процедуры урегулирования не получится подать на банкротство. А если дело дойдет до суда, то уже может грозить потеря имущества.
Коллектор может звонить и приходить когда угодно
Коллекторы могут совершать звонки, проводить личные встречи и отправлять письменные или электронные уведомления, включая sms-сообщения. При этом для них есть ограничения:
- звонки (только с официальных номеров агентства) могут совершаться не более трех раз в день, с 8.00 до 21.00 часов в будние дни;
- личные встречи – не более трех раз в неделю, только в будние дни с 8.00 до 21.00 часов по месту жительства или регистрации должника, либо в филиале (представительстве) самого агентства.
Следует помнить, что казахстанцы вправе самостоятельно проводить аудио или видеозапись процесса взаимодействия с коллекторами.
Коллектор может изымать имущество
"На самом деле такое право есть не у коллектора, а у частного судебного исполнителя. Коллектор не может изъять имущество у должника, арестовывать его счета, вносить заемщика в реестр должников, ставить ограничения на выезд за границу, приостанавливать действие водительского удостоверения.
Имущество у должника может быть изъято только по решению суда", – сообщают в источнике.
То есть коллекторы занимаются только уведомлением должника о необходимости погасить просрочку и урегулировать долг до суда. Также они не могут принимать деньги в уплату задолженности.
Коллектор не помогает должнику
Цель коллекторов – найти решение и определить условия, по которым должник сможет оплачивать заем. Определенным лицам они даже могут объявить о списании процентов и пени на свое усмотрение.
Поэтому должнику в течение 30 дней после уведомления о передаче долга коллекторам нужно обратиться в агентство с заявлением об изменении условий договора (указав причины неуплаты и подтвердив уровень доходов).
А если коллекторы нарушают права должника, то казахстанцы могут обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка по номеру 1459 или через приложение «Fingramota Online».
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/2010002-kakie-mify-o-kollektorah-ne-yavlyayutsya-pravdoy-rasskazali-eksperty/