Мошенники используют множество уловок, чтобы обманом завладеть деньгами своих жертв. О том, что делать обманутым казахстанцам, рассказали эксперты портала FinGramota.
Многие казахстанцы хотя бы раз в жизни сталкивались с мошенниками. Обычно злоумышленники связывались с ними через мессенджеры или же просто звонили по телефону.
Мошенников при этом можно распознать еще на стадии разговора – они сразу пытаются запугать своего собеседника, вызвать сильные эмоции и загрузить большим объемом информации, чтобы не дать своей жертве собраться с мыслями.
Тем не менее, иногда вовремя определить преступника не удается, и казахстанцы могут лишиться своих средств. Так, например, только за первый месяц 2023 года рядовые граждане Казахстана потеряли из-за мошенников более 13 млрд тенге.
Что же делать, если казахстанец все-таки стал жертвой мошенников и перевел им деньги? Как объясняют эксперты, первым делом нужно сразу же обратиться в банк и узнать у менеджера, есть ли возможность их вернуть.
Дело в том, что если перевод средств находится в процессе, тогда операцию еще возможно отменить. Нужно написать заявление на возврат последней операции. Сам процесс возврата средств может занять от нескольких часов до 60 дней.
Если же перевод уже прошел, то просто так деньги не вернуть, поэтому нужно срочно обратиться в правоохранительные органы. Если казахстанца признают потерпевшим, то у него появится право обратиться с исковым заявлением в суд на мошеннические действия третьих лиц.
Чтобы всегда быть в курсе обо всех переводах и платежах, можно подключить SMS или PUSH-уведомления. Так можно будет оперативно отреагировать на действия мошенников и защитить свои деньги.
Эксперты также рекомендуют не хранить крупные суммы на карте, которая используется для повседневных трат. Лучше в случае необходимости делать перевод с основного счета или депозита.
Как еще защитить себя от мошенников
Но лучший способ сохранить свои сбережения – не попасться на уловки мошенников. Банковская система очень надежна, поэтому преступники делают ставку не на ее взлом, а на доверчивость граждан.
Однако если соблюдать следующие простые правила, можно избежать большинства проблем, которые могут принести злоумышленники:
- если позвонил "менеджер" банка и просит предоставить какую-либо информацию, нужно сразу прекратить разговор – настоящему банковскому служащему не нужна от пользователя никакая информация, все необходимое есть в банковской базе;
- если позвонили из правоохранительных органов, то здесь главное – не начать паниковать. Лучше узнать подробности, спросить о подозреваемом, какую статью ему вменяют, когда было совершено преступление и так далее. После этого нужно закончить разговор и самостоятельно позвонить в полицию;
- никому нельзя предоставлять свою конфиденциальную информацию, такую как реквизиты банковских карт, особенно срок ее действия, CVC/CVV-код (три цифры на обороте карты), кодовое слово и остаток денежных средств, а также пароли и логины от своих аккаунтов в интернете.
Эти простые правила не защитят от мошенников на 100%, но сильно увеличат шанс сохранить свои сбережения. Главное помнить, что если перевести деньги мошенникам, то вернуть их будет очень сложно. В частности, полиция при расследовании чаще всего выходит не на самих преступников, а на посредников, которые не играли особой роли.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/2013560-chto-delat-kazahstantsam-esli-oni-pereveli-dengi-moshennikam/