Заемщики могут столкнуться с нарушением их прав в сфере финансовых услуг. Например, кредиторы могут отказаться изменить условия займа. Как поступить в такой ситуации, читайте в материале NUR.KZ.
Подписывая договор о займе с банком или микрофинансовой организацией (МФО), казахстанцы принимают на себя определенные обязанности: вернуть долг, вовремя вносить платежи, согласие на пени и штрафы за просрочки.
Однако они также имеют права, которые могут быть нарушены кредиторами. О том, куда можно обратиться за консультацией и подать жалобу в подобной ситуации, рассказали в FinGramota.
Как нарушаются права казахстанцев
Заемщики могут столкнуться с ухудшением своего финансового положения из-за потери работы, болезни, непредвиденных обстоятельств и так далее.
В этом случае они могут письменно обратиться к кредитору с предложением изменить условия займа:
- снизить ставку вознаграждения;
- списать весь долг или его часть (штрафы, неустойку, комиссии);
- изменить сроки займа или методы его погашения;
- предоставить отсрочку и так далее.
Конечно, важно при обращении доказать факт ухудшения финансового положения (предоставить документы). А кредитор обязан рассмотреть заявление и дать письменный ответ в виде согласия или мотивированного отказа либо предложить свои условия.
И если банки, МФО, ломбарды или коллекторы нарушают права заемщиков (не принимают обращение, не объясняют причины отказа и так далее), то казахстанцы могут подать жалобу для защиты своих интересов.
Напомним, что без предварительного урегулирования задолженности не получится оформить банкротство.
Куда и как обращаться
Как сообщают в источнике, казахстанцам доступно несколько способов обращения в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка РК (АРРФР или финрегулятор).
Первый и самым доступным для всех граждан вариантом является call-центр с коротким номером 1459. Потребители финансовых услуг могут получить нужные консультации и разъяснения.
"Время работы: в будние дни с 09.00 по 17.00 часов, обеденный перерыв – с 13.00 до 14.30 часов. С момента запуска call-центра агентства обработано свыше 33,8 тыс. звонков", – сообщается в источнике.
Вторым каналом доступа является мобильное приложение Fingramota Online. С его помощью также можно подавать жалобы и обращения, получить консультацию по интересующим вопросам.
Так, в рамках обращений по приложению было обработано уже более 7 тыс. вопросов пользователей.
Кроме этого, граждане могут воспользоваться общественной приемной фирегулятора (микрорайон Коктем-3, дом 21 в Алматы или в управлениях региональных представительств АРРФР).
"Представителями агентства будет рассмотрено каждое обращение заявителей и предоставлены подробные разъяснения норм законодательства в банковской, страховой, микрофинансовой сферах, деятельности коллекторских агентств и кредитных бюро, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг.
При необходимости работники общественной приемной могут организовать встречи с представителями банков, МФО или общественных объединений", – сообщают в FinGramota.
Общественная приемная работает в будни с 10.00 до 13.00 часов и с 15.00 до 17.00 часов.
Для записи можно направить на электронный адрес abdukadyr.flatov@finreg.kz свои данные: ФИО, ИИН, контактные данные, полное наименование организации (кредитора), краткое описание обращения и обязательно указать тему "Запись на прием граждан".
Также есть возможность написать обращение через портал "Электронного правительства" (egov.kz) или информационную систему e-Otinish.
Напомним, что казахстанцы могут подать жалобу на дорожные ямы через смартфон.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/2018356-kak-podat-zhalobu-na-banki-mikrofinansovye-organizatsii-i-kollektorov-v-kazahstane/