Покупатели имеют право вернуть некачественный товар продавцу, но не у всех это получается. Как рассказали в Комитете по защите прав потребителей, за отказ можно требовать возмещение морального вреда.
Как известно, если купленный товар оказался некачественным или бракованным, покупатель, согласно закону "О защите прав потребителей", имеет право на его возврат, замену, а также на возмещение ущерба.
Однако иногда казахстанцы могут "нарваться" на недобросовестного продавца, который до последнего будет отказываться принимать товар обратно.
Такой случай произошел в Северо-Казахстанской области. Покупатель пришел в магазин и попросил принять обратно ранее купленный товар, который не отвечал требованиям безопасности, на что получил отказ.
Продавец аргументировал свое решение тем, что по записям с камер наблюдения было видно, что товар был куплен другим человеком. При этом у обратившегося с просьбой гражданина был в наличии чек, а сама покупка была оплачена его картой. В итоге потребитель обратился в суд.
Почему продавец не прав
По закону, потребителем в Казахстане считается не только тот человек, что купил товар, но также и тот, кто им пользовался.
"Потребитель – физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью", – говорится в законе.
Другими словами, продавец не имел права отказывать покупателю в возврате товара, который не отвечал требованиям безопасности, только потому, что покупку осуществлял другой человек.
Таким образом суд постановил, что продавец сначала нарушил право потребителя на получение информации о товаре, а затем и на возврат некачественного товара.
Суд также постановил, что потребитель имеет право на возмещение не только убытков, но и морального вреда, который нанес ему продавец. В итоге судом было вынесено решение о взыскании с продавца в пользу покупателя материального ущерба в размере 1 509 тенге и морального вреда в сумме 10 000 тенге.
"Под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания, испытываемые гражданином в результате противоправного нарушения, умаления или лишения принадлежащих ему личных неимущественных благ и прав", - отмечают в Комитете по защите прав потребителей.
При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения ущерба, причиненного вследствие недостатков товара.
Напомним, покупатели имеют право в течение 14 дней после покупки вернуть в магазин даже товар хорошего качества, если он их по какой-то причине не устроил. Однако здесь есть и свои исключения – далеко не все товары таким образом можно вернуть. Например, возврату без серьезной причины не подлежат смартфоны.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/2023781-mozhno-li-poluchit-dengi-za-moralnyy-vred-pri-otkaze-v-vozvrate-tovara-v-kazahstane/