При сделке с жилой недвижимостью самым главным документом является договор купли-продажи. О том, как его правильно оформить и сколько придется за это заплатить, рассказали эксперты портала "Крыша".
Договор купли-продажи – самый главный документ при жилищной сделке, хотя и не единственный. Он является правоустанавливающим, поэтому важно при его оформлении указать все существенные условия сделки.
Что должно быть в договоре
При составлении документа обязательно нужно указать всю важную информацию:
- вид имущества – квартира, дом, участок;
- полный адрес, кадастровый номер;
- этажность, общая и жилая площадь;
- цена, порядок, сроки и размеры платежей, если жилье покупается в рассрочку;
- данные сторон. Фамилию, имя, отчество каждого участника надо писать полностью. Нужно указать их адреса, номер удостоверения личности. При наличии – отметить супруга.
Эксперты также отмечают, что при желании можно указать дополнительные условия, которые не обязательны, но могут быть важны для сторон, например:
- срок освобождения жилья и передачи ключей покупателю;
- список имущества, которое оставляет продавец: мебель, бытовая техника и другие вещи;
- обязанность продавца по оплате коммунальных услуг;
- штрафы и порядок разрешения споров – например, за несвоевременное освобождение жилья.
Условия можно вносить как в договор, так и в приложение к нему. Можно оформить документ самостоятельно или обратиться к нотариусу, который без проблем добавит все нужные условия.
Важно помнить, что если оформлять его самостоятельно, то стороны должны грамотно составить договор в простой письменной форме. При этом продавец и покупатель должны подтвердить свои подписи в ЦОНе.
Во втором случае вся ответственность за правильность составления документа лежит на нотариусе, хотя стороны должны перепроверить все цифры в готовом договоре: цену жилья, банковские счета, номера документов и другие важные детали.
Сколько стоит оформление у нотариуса
Стоимость оформления договора купли-продажи в разных случаях может заметно отличаться. Например, как сообщают эксперты, при продаже жилья детям, супругу, родителям, родным братьям, сестрам и внукам услуга нотариуса будет стоить всего 3 МРП (10 350 тенге в 2023 году).
Если же продавать жилье посторонним лицам, то цена вырастает до 12 МРП, то есть до 41 400 тенге. Если одна из сторон является юридическим лицом, то стоимость оказывается еще выше – 17 МРП, или 58 650 тенге.
А вот если покупка совершается в ипотеку, то ценник снижается до 4 МРП (13 800 тенге).
Кто должен платить за услуги нотариуса
Обычно стоимость оформления договора купли-продажи делится пополам – между покупателем и продавцом. При этом каждый из них отдельно оплачивает согласие супруга (если он есть) на покупку или продажу.
Сам покупатель должен будет дополнительно заплатить за регистрацию договора в государственной базе. Без этого сделка не будет считаться завершенной. Стоимость регистрации составляет 1 000 тенге, но можно ускорить ее оформление у нотариуса за 5 000 тенге.
Таким образом, оформление договора купли-продажи не должно стать для казахстанцев проблемой. Главное, не забыть указать в нем все важные для сделки пункты. О том, что нужно будет сделать после покупки жилья, мы подробно рассказывали здесь.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/2024487-skolko-stoit-oformlenie-dogovora-kupli-prodazhi-zhilya-v-kazahstane/