Многие владельцы квартир в Казахстане при их сдаче в аренду требуют депозит. Оформляется он не в обязательном порядке, а на договорной основе. Подробнее о том, как его оформить, читайте на NUR.KZ.
Не каждый казахстанец может позволить себе собственное жилье. В этом случае приходится искать арендное. После того, как подходящая квартира будет найдена, важно правильно договориться с арендодателем.
Дело в том, что многие владельцы жилья при его сдаче в аренду требуют со своих арендаторов оставить депозит – сумму гарантии, которая бы покрыла различные непредвиденные ситуации, например, поломку техники в квартире. Обычно размер депозита равен сумме ежемесячного платежа за аренду.
Как объясняет портал "Крыша", сам депозит является добровольным взносом, а не обязательным. То есть, оформлять его или нет, стороны решают самостоятельно, и в теории, арендатор может от него отказаться.
Впрочем, зачастую такого выбора владельцы арендного жилья не оставляют – людям приходится или соглашаться на депозит, или искать другую квартиру. Поэтому, как отмечают эксперты, отдавая депозит владельцу квартиры, важно подстраховаться, то есть прописать условия удержания и возврата депозита в договоре аренды.
В частности, необходимо указать следующую информацию о депозите:
- сумму в тенге, в том числе цифрами и прописью;
- случаи, когда он может быть удержан и в каком размере. Например, при порче мебели или бытовой техники удерживается стоимость сломанного предмета;
- условия возврата депозита – если по истечении договора аренды никакой порчи имущества, задолженностей по оплате коммунальных услуг и арендной платы нет, то владелец квартиры обязан вернуть сумму в полном объеме;
- в договоре аренды также можно прописать, что депозит послужит платой за последний месяц аренды.
Также важно прописать, в каких случаях депозит не возвращается квартиранту:
- если арендатор неожиданно съедет – в этом случае депозит покрывает риски владельца квартиры;
- если есть долги за комуслуги;
- если при пересдаче квартиры обнаружится порча или пропажа имущества.
При этом важно понимать, что арендодатель не может просто обвинить квартиранта в порче или пропаже вещей и забрать себе депозит – все это придется доказать. Чтобы не было проблем, лучше заранее составить акт приема-передачи имущества, то есть проверить квартиру на наличие каких-либо проблем. Такой акт нужно составить при заселении в съемную квартиру на стадии составления договора аренды.
Впрочем, некоторые арендодатели не отличаются добросовестностью и могут попытаться оставить депозит себе без каких-либо веских причин. Решить проблему можно двумя способами:
- остаться жить в квартире, например, если депозит равен месячному платежу, то и жить можно весь месяц;
- написать досудебную претензию на арендодателя, указать в ней срок, до которого он обязан вернуть депозит. Претензию необходимо вручить лично. По истечении срока, указанного в претензии, если депозит так и не будет выплачен, можно обращаться с исковым заявлением в суд.
Таким образом, депозит хоть и не является обязательным платежом, без него очень редко сдают квартиры. Поэтому казахстанцам важно предусмотреть все его условия, чтобы в будущем не были нарушены ничьи права.
Эксклюзивный контент и новости только для вас! Подпишитесь на Telegram!
Подписаться
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/2128311-mozhet-li-arendodatel-trebovat-depozit-pri-sdache-kvartiry-v-kazahstane/