Top.Mail.Ru
Финансы

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Почему крупным предприятиям нужен малый бизнес: мнение эксперта

Опубликовано:

Подписание документов
Иллюстративное фото: pixabay.com

У небольшого бизнеса в Казахстане все больше возможностей. Правда на этот раз правительство решило предоставить их за счет новой "обязаловки" для крупных предприятий – создания вокруг промышленных гигантов так называемого пояса МСБ. Своим мнением о преимуществах и "узких местах" нововведений с NUR.KZ поделился независимый финансовый аналитик Андрей Чеботарев.

Было добровольно, стало принудительно

Большие градообразующие предприятия всегда сотрудничали со своими малыми собратьями – поставщиками и услугодателями из категории МСБ, которые вырастали вокруг компаний-великанов сами по себе – естественно и органично. Вот только до последнего времени было это делом добровольным. Отныне крупный бизнес в Казахстане обязали "опоясать" себя небольшими предприятиями и передать им вспомогательные услуги.

По мнению премьера Олжаса Бектенова, такая поддержка пойдет на пользу развитию малого и среднего бизнеса. К тому же, глава кабмина ясно дал понять: сколько можно гигантам пользоваться привилегиями и госпомощью за просто так – пора проявить благодарность и благородство, в конце концов, а если быть точнее "взять на себя встречные обязательства" и заботу о тех, кто поменьше да послабее.

Как считает независимый финансовый аналитик Андрей Чеботарев, рациональное зерно в этом есть. Делать ставку на МСБ вполне разумно – это устойчивый, хороший, надежный сектор, который является залогом экономической безопасности. Вместо того, чтобы класть все яйца в одну корзину (фокусироваться на крупном бизнесе), куда логичнее распределять риски – диверсифицировать их.

"Приведу аналогию из животного мира. Если лев съест одну мелкую антилопу из огромного стада, то вряд ли саванна понесет существенный урон, но стоит ему съесть саванного слона - самого крупного из ныне живущих наземных животных, то потеря будет куда более ощутимой. Так и с экономикой", - разъясняет эксперт.

К тому же, отмечает Андрей Чеботарев, не стоит упускать из виду эволюцию бизнеса.

"В обычных развитых и развивающихся странах крупный бизнес вырастает из среднего, а средний - из малого. Apple, HP, Intel, Amazon, Tesla – все эти компании когда-то были малым бизнесом, начинались где-нибудь в гаражах, развивались, и в итоге выросли в крупные международные корпорации. Это нормальный эволюционный рост бизнеса. Если мы хотим, чтобы у нас было много средних предприятий, у нас должно быть огромное количество малых", - приводит пример финансовый аналитик.

Андрей Чеботарев считает, что поддержка малого и среднего бизнеса в Казахстане в последние годы находилась на довольно неплохом уровне, акцентируя внимание на таких "плюшках", как мораторий на проверки, освобождение от налогов, специальный налоговый режим, всяческие льготные программы кредитования. Конечно, некоторые из этих мер уже не действуют, однако подобные эксперименты, уверен эксперт заслуживают уважения.

С последними нововведениями со стороны кабмина под руководством Олжаса Бектенова он тоже согласен, не считая характера принудительности в том, что касается создания пояса МСБ вокруг крупных предприятий.

"Все должно быть добровольно - это рынок, и рынок должен создавать этот пояс сам. На самом деле все уже итак работает – вокруг любого большого предприятия всегда есть какие-нибудь небольшие. Чем бы оно не занималось, там, как правило, работает много людей, которых надо кормить, развозить, снабжать спецодеждой, есть техника, которую надо чинить и обеспечивать запчастями. Все эти услуги непрофильные для крупного предприятия, поэтому проще всего передать их на аутсорсинг другим местным компаниям. Так создается тот самый мультипликативный эффект. Может быть, попытка правительства подменить собой рынок – это и хорошо, но в конечном итоге, он должен функционировать естественным образом", - делится мнением Андрей Чеботарев.

Андрей Чеботарев
Фото: из личного архива Андрея Чеботарева

Долгосрочные контракты хорошо, но качество превыше всего

Эксперт также высказался о необходимости заключения крупнейшими игроками долгосрочных контрактов с субъектами МСБ, о которой ранее не раз упоминал глава правительства.

"Конечно, важно, чтобы большие предприятия сотрудничали с местными поставщиками, не менее важно, чтобы при этом работали с ними в долгую, не месяц или два, а более продолжительное время. Это нужно для того, чтобы малый и средний бизнес чувствовал себя защищенным. Предприниматель, который, допустим, оказывает большому заводу услуги общепита, может быть спокойным за свое ближайшее будущее, имея на руках контракт на пять лет. Разумеется, при условии, что работает он добросовестно. Необходимость перезаключаться каждые полгода отпадает, а значит, меньше повода для стресса", - утверждает Андрей Чеботарев.

При этом, по его словам, сами заказчики скорее заинтересованы в том, чтобы сроки контрактов были короче.

"Спустя полгода они могут получить где-то более выгодную цену, или продвинуть свои условия. Однако в целом поддержка государством долгосрочных контрактов – хорошая инициатива, к тому же, можно стимулировать крупный бизнес льготами, послаблениями и бонусами. При этом нужно учесть, что не все поставщики славятся хорошим качеством товаров и услуг, пожалуй, это главное, на что нужно опираться. Будешь хорошо работать – будет тебе контракт на несколько лет вперед, не будешь – освободи место другому", - подчеркивает Чеботарев.

Он также добавляет, что если товар или услуга хромают в качестве и сервисе, то не поможет никакое правительство. Заказчик имеет право покупать за свои деньги тот товар, который будет соответствовать его требованиям.

Оффтейк-контракты: умножить на два!

Взялся новый премьер и за офтейк-контракты крупных предприятий с малыми и средними, поручив до конца года удвоить их количество. Для несведущих, речь идет о договоре на поставку товаров и услуг, которые поставщик планирует произвести и обеспечить в будущем на заранее оговоренных условиях. Бектенов считает, что это как нельзя лучше простимулирует отечественное производство. Но и здесь есть свои тонкости.

"Не все наши предприниматели любят офтейк-контракты, поскольку они очень жесткие по срокам и требованиям. Такой контракт подразумевает, что ты, к примеру, берешь на себя обязательства через полгода поставить горнорудному предприятию 100 шахтерских роб. Однако за это время может многое измениться, может подорожать оборудование, ткань, фурнитура, что в итоге тебе придется пошить эти комплекты себе в ущерб. Но в целом, готовность заключать офтейк-контракты – хороший индикатор, который говорит о том, что наш рынок созрел до хорошего малого и среднего бизнеса, готового поставлять товар вовремя и в нужном качестве", - заявляет эксперт Андрей Чеботарев.

Преференции местным

С приходом Олжаса Бектенова в правительстве активно заговорили о преференциях местным производителям. По мнению независимого финансового аналитика, излишние привилегии могут избаловать казахстанских поставщиков. Не отличаясь сносным качеством, но пользуясь условными "скидками" и поручениями "сверху", они вполне могут злоупотреблять своим особым статусом. Однако он позитивно оценивает инициативу кабмина об обязательной выплате им аванса в размере 30% в рамках госзакупок и закупок нацкомпаний.

"Представьте, что вы заключили классный контракт, но у вас стоит постоплата - 30 дней, то есть вы должны из своих денег заплатить за производство, выплатить зарплату, и только спустя месяц вернуть свои инвестиции. Аванс позволяет работать быстрее с меньшими рисками. Что касается снижения неустойки за ненадлежащее исполнение договорных обязательств с 10 до 3% от суммы договора, то не очень хорошо, что правительство туда лезет. Это должен решать рынок, так как речь идет о междоговорных отношениях между заказчиком и поставщиком", - заключает Андрей Чеботарев.

Вместо вывода

Множить вокруг больших компаний небольшие, увеличивать количество офтейк-контрактов и удлинять сроки договоров с заботой о казахстанских предпринимателях безусловно, важно, но правительству в лице своего первого лица не следует забывать и о том, что превыше всего – качество. Среди малых и средних предприятий необходимо взращивать поставщиков качественных и востребованных товаров и услуг для компаний-гигантов. В итоге выиграют и те, и другие – одни будут получать объемные заказы, другие — ответственных исполнителей и подрядчиков. У представителей власти здесь задача маленькая, но серьезная – не перегнуть палку, чрезмерно вмешиваясь в работу рынка из добрых побуждений. А то получится как обычно – "хотели как лучше, получилось как всегда".

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/2142682-pochemu-krupnym-predpriyatiyam-nuzhen-malyy-biznes-mnenie-eksperta/