Аллокация имеет ряд определений в экономике и финансовом деле. Она помогает максимально эффективно использовать даже ограниченные ресурсы, честно разделить между инвесторами акции или криптовалюту. Что такое аллокация, каких видов бывает и как ее применяют в жизни?
Понятие аллокации, ее значение
Аллокация — это достаточно часто встречающийся в экономике термин. Он обозначает ряд непохожих экономических процессов, которые вместе с тем объединены процессом распределения чего-то.
Что такое аллокация? Аллокация — это распределение активов, продуктов или долей в определенных пропорциях с целью максимизации положительных эффектов от них, например, повышении прибыли. Аллокация — часть инвестиционной или бизнес-стратегии, направленной на повышение устойчивости к рискам и повышению эффективности.
Как утверждает Investopedia, распределение активов очень важно для инвесторов. Оно помогает сбалансировать инвестиционный портфель и диверсифицировать риски. Грамотная аллокация больше влияет на прибыль, чем даже выбор конкретных акций. Благодаря распределению инвестор имеет возможность разделить свой инвестиционный портфель между разными финансовыми инструментами.
Например, инвестор хочет вложить $10 000 с целью получения прибыли в течение пяти лет. После изучения рынка и получения профессиональной консультации наиболее подходящей стратегией оказывается, например, распределение инвестиций в пропорции 50% на акции, 40% на облигации и 10% на рынок валюты. При этом акции следует покупать у различных компаний с различным уровнем капитализации, а облигации как менее доходные, но более надежные государственные, так и высокодоходные. В такой ситуации $ 10 000 распределены по разным финансовым категориям, что существенно снижает риски потерь.
Виды аллокации
Аллокации применимы в различных сферах экономики. При этом сама аллокация может происходить в виде различных процессов. Вот основные виды, которые встречаются чаще всего:
- Аллокация ресурсов. Распределение различных ресурсов (капитал, труд) в бизнесе или государственном управлении для увеличения эффективности использования этих ресурсов. Например, компания производит два продукта, при этом на первый продукт постоянно растет спрос, а второй не очень интересен потребителю. Разумным будет распределить ресурсы (сырье, количество занятых работников, подключенные конвейеры), увеличив объемы производства первого продукта за счет второго.
- Банковская аллокация. Важный элемент долгосрочной стратегии банков. При таком распределении банк определяет в какие сферы направить привлеченные средства, например, от депозитов. Также банки определяют, на какие виды кредитования стоит направить средства для извлечения максимальной выгоды.
- Аллокация активов. Наиболее частый вид аллокации активов — управление портфелем ценных бумаг. С помощью аллокации инвестор распределяет инвестиционный портфель между наиболее выгодными финансовыми инструментами. Также аллокация для инвестора возможна при получении определенной доли акций при IPO или криптовалюты (ICO).
Что такое аллокация в криптовалюте? Аллокация в криптовалюте происходит при ICO (Initial Coin Offering) — первичном предложении монет. Инвесторам предлагают приобрести некоторое количество сгенерированной криптовалюты, при этом спрос обычно существенно превышает предложение. В таком случае заявка каждого инвестора будет удовлетворена лишь частично, например только в размере 5%. В таком случае аллокация криптовалюты для этого инвестора при ICO составила 5%.
Аллокация при IPO
Распространена аллокация и при процедуре IPO. Как правило, IPO проводится крупными компаниями-миллиардниками, которые давно на слуху. Поэтому спрос на их акции может существенно превышать ожидания. В такой ситуации андеррайтеры (лица, обеспечивающие первичное размещение акций) не способны удовлетворить спрос.
Что такое аллокация при IPO? Аллокация при IPO — это объем выполненных заявок на покупку акций при их первичном размещении. Количество удовлетворенных заявок измеряется в процентах. По словам Currency, в большинстве случаев спрос на акции в несколько раз превышает их количество, поэтому андеррайтеры и брокеры стараются справедливо распределить их среди всех инвесторов, подавших заявку на приобретение ценных бумаг.
Например, компания в ходе IPO выпустила акций на $10 млн, а общая сумма заявок от инвесторов составила $50 млн. В таком случае в среднем только 20% процентов заявок будут удовлетворены. Например, если инвестор был готов купить 100 акций на сумму $10 000, брокер купит только 20% акций от заявки на сумму $2000, а остаток средств вернет на счет инвестора. Аллокация в такой ситуации составит 20%.
Хотя часто нет каких-то четких правил, кому сколько достанется, андеррайтеры и брокеры стараются обеспечить каждого инвестора хотя бы каким-то количеством акций. В то же время в первую очередь будут удовлетворяться запросы институциональных инвесторов и инвесторов с существенным капиталом.
По утверждению Fidelity, указание завышенного количества акций не повышает шансы на получение их в желаемом количестве. Если хотите приобрести 100 акций, запрос на 1000 акций никак не изменит подход брокера к аллокации. Указывайте максимальный желаемый объем владения именно в 100 акций, и если будет такая возможность, то он будет удовлетворен.
Аллокация как распределение активов и ресурсов звучит на первый взгляд просто, но это целая наука о поиске баланса и максимальной эффективности. Грамотная аллокация в сопровождении оптимальных бизнес-решений снизит риски и принесет высокий доход.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/stock/1879781-cto-takoe-allokacia-i-pocemu-ona-vazna/