Самые крупные IPO в истории достигали показателей в десятки миллиардов долларов. Благодаря IPO частные компании привлекают капитал и получают новый виток развития бизнеса. Следует понимать особенности этого процесса и почему он доступен только «единорогам».
Что такое IPO?
IPO (‘initial public offering’), или первичное публичное предложение, — это первая публичная продажа акций компании (эмитента), как правило, акционерного общества, неограниченному кругу лиц. После проведения первичного предложения акции находятся в свободном обращении и торгуются на фондовой бирже. Таким образом, компания получает возможность привлечь акционерный капитал от публичных инвесторов.
Как утверждает Finance Strategists, первичное предложение — это очень ответственный шаг. Частная компания, разместившая акции, становится публичной. С момента проведения первичного предложения компания обязана регулярно отчитываться перед публичными акционерами, размещать в публичной доступности финансовые и другие отчеты о своей деятельности, отчитываться перед регулятором в сфере оборота ценных бумаг, например перед SEC (комиссия по ценным бумагам и биржам).
Кроме классического вида IPO, существует также вторичное публичное предложение (SPO), когда неограниченному кругу лиц предлагается новый выпуск акций, а также доразмещение акций (follow-on), при котором публичным акционерам предлагается выкупить дополнительные акции в то время, когда акции этой компании уже обращаются на бирже.
Цена при первичном предложении определяется или заранее с помощью фиксированной суммы за акцию, либо с помощью букбилдинга. В процессе букбилдинга проводится сбор и анализ данных о спросе инвесторов, благодаря чему удается подобрать цену, которая будет удовлетворять и самого эмитента, и его публичных акционеров. К редкому способу относится определение цены путем аукциона. Иногда это приводит к тому, что многие акции остаются не выкупленными.
Согласно сайту 5Paisa, при первичном предложении компании следует уделить внимание всем видам инвесторов:
- Профессиональным институциональным покупателям — крупным инвестиционным фирмам или фондам, коммерческим банкам. На их долю приходится 50–75% всех проданных ценных бумаг.
- Розничным индивидуальным инвесторам. Это непрофессиональные инвесторы, которые обычно действуют через брокеров. Им следует выделить около 35% акций.
- Неинституциональным инвесторам. Как правило, это физические лица с высоким уровнем дохода. Такая категория инвесторов может выкупить около 15% акций.
Учет интересов всех типов инвесторов принесет существенную прибыль компании-эмитенту. Самые успешные первичные публичные предложения приносили компаниям и их собственникам миллиарды долларов. Так, первичное размещение акций Facebook в 2010 году принесло компании $16 млрд, а рекордное IPO аравийской нефтегазовой компании Saudi Aramco достигло показателя $29,4 млрд.
В целом, IPO плохо работают на «медвежьих» рынках (рынках, где выгодно понижение цен на акции) и кажутся не самым выгодным вариантом в краткосрочной перспективе. В то же время, по словам эксперта-экономиста Фила Макинтоша, первичное публичное предложение превосходит любые другие варианты в долгосрочной перспективе.
Несмотря на очевидные плюсы IPO в виде признания компании и привлечения существенного капитала для развития бизнеса, некоторые частные стартапы не спешат проводить первичное размещение. Основная причина этого — нежелание собственника компании, ведь размещение акций и покупка их неограниченным кругом лиц приведет к размыванию собственности.
Основные этапы IPO
Согласно ресурсу Investopedia, первое публичное размещение акций состоит из двух больших этапов:
- Предварительный маркетинговый этап. На этом этапе проводится оценка компании, подбирается торговая площадка, привлекаются андеррайтеры (компания или юрлицо, которое управляет размещением бумаг), брокеры и эксперты, а также запускается масштабная рекламная кампания.
- Само IPO. На этом этапе проводится весь спектр юридических и финансовых действий, необходимых для проведения первичного публичного предложения.
Как участвовать в IPO? Как правило, в IPO участвуют крупные компании, которые добились высокого уровня капитализации бизнеса. Условным порогом, при котором считается, что компания имеет все шансы успешно провести первичное размещение своих акций, считается получение статуса «единорога».
По словам эксперта в области инвестиций Джеймса Чена, термином «единорог» обозначаются частные компании, оценка капитала которых превышает $1 млрд. Когда компания достигла этой стадии роста, она готова соответствовать строгим требованиям на фондовых биржах и будет выполнять обязательства перед публичными акционерами. Перед выходом на фондовую биржу компания проходит независимый аудит, позитивные выводы которого и позволяют провести IPO.
Дополнительно в процессе первичного предложения выделяют несколько периодов затишья, в течение которых эмитент, аналитики и другие стороны ограничены в своих возможностях по обсуждению, продвижению, оглашению результатов или прогнозов по IPO. К таким периодам относится промежуток между подачей заявки на размещение и объявлением о ее регистрации, а также первые 10 дней после начала публичных торгов.
По словам ресурса Groww, важная составляющая успеха любого первичного размещения акций — это привлечение надежных андеррайтеров. Ими обычно становятся финансовые учреждения, коммерческие банки или крупные брокеры — гаранты IPO. Их задача — помочь компании застраховать свои акции, а в случае, если все акции не будут выкуплены публичными акционерами, выкупить их остаток.
Интересы андеррайтеров часто дополнительно защищены опционом Greenshoe (дословно — ‘зеленая обувь’). Он дает право андеррайтерам выкупить до 15% акций по низкой цене или продать больше акций, чем планировалось. К нему прибегают в тех случаях, когда цены на акции резко взлетают или когда публичный спрос на акции превзошел предварительные ожидания.
Как заработать на IPO? Основная цель первичного размещения акций — получение прибыли основателя. Такая прибыль возможна вследствие успешной продажи акций. Как правило, возникает разница между реально вложенным капиталом в создание компании и выручкой от проданных акций. Прибыль основателя образовывается в том случае, если прибыль от первичного размещения акций превышает вложения в бизнес.
Инвесторы также могут зарабатывать на IPO. Во время первого публичного предложения акции компании могут продаваться по цене ниже рыночной. Если частная компания к моменту IPO уже хорошо известна в мире и имеет хорошую репутацию, первичное размещение, скорее всего, вызовет ажиотаж и постоянный рост акций. В такой ситуации инвестор может продать ранее приобретенные акции по выгодной цене, получив немедленную прибыль.
Первичное публичное размещение обычно приносит выгоду компании-эмитенту. Оно позволяет привлечь капитал, а также существенно повысить престижность и узнаваемость на рынке. В то же время компания должна быть достаточно подготовленной, чтобы ее IPO прошло успешно.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/stock/1880001-cto-takoe-ipo-i-zacem-eto-kompaniam/