Top.Mail.Ru
Финансы

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Новая железная дорога свяжет Казахстан и Узбекистан

Опубликовано:

Рабочие закладывают рельсы
Старт строительства железной дороги. Фото: пресс-служба премьер-министра РК

В Туркестанской области начали строить новую ж/д линию Дарбаза – Мактаарал протяженностью 152 км. Официальный старт работам в режиме телемоста дал премьер РК Алихан Смаилов, сообщает Primeminister.kz.

Крупный инфраструктурный проект реализуется по поручению главы государства Касым-Жомарта Токаева и направлен на дальнейшее развитие транспортно-транзитного потенциала республики. В рамках него будет открыт новый пункт пропуска через казахстанско-узбекскую государственную границу.

Рабочие стоят за выступающим
Старт строительства железной дороги. Фото: primeminister.kz

В целом с начала года объем перевозок грузов между Казахстаном и Узбекистаном составил 25,8 млн тонн. Основной грузопоток проходит через межгосударственную стыковую станцию "Сарыагаш", которая сегодня работает на пределе пропускных возможностей.

Строительство новой ж/д линии позволит переориентировать грузы с существующего участка Сарыагаш – Ташкент на новую ветку, разгрузить станцию "Сарыагаш" и увеличить экспортные перевозки в направлении Узбекистана в целом. Кроме того, проект будет способствовать развитию Туркестанской области за счет ее соединения с основной сетью железных дорог республики.

Мужчина выступает
Премьер-министр РК Алихан Смаилов. Фото: primeminister.kz

В своем выступлении премьер-министр отметил, что сегодня в Казахстане проходит очередное знаковое событие.

"Железные дороги являются стальными артериями, обеспечивающими развитие экономической и социальной сфер нашего государства. В прошлом году был перевезен максимальный за 30 лет независимости Казахстана объем грузов, который составил свыше 245 млрд тонно-километров. Высокие темпы сохраняются и в текущем году", — сказал Алихан Смаилов. 

Глава правительства подчеркнул, что до конца года объем перевозок грузов с Узбекистаном прогнозируется на уровне порядка 31 млн тонн, что на 16% выше уровня прошлого года.

"Для расширения пропускной способности данного участка, а также повышения экспортного и транзитного потенциала нашей страны мы даем старт строительству крупного железнодорожного проекта – новой линии Дарбаза – Мактаарал", отметил премьер-министр.

Рабочий на железнодорожном пути
Рабочий. Фото: primeminister.kz

Проект разделен на два этапа. Первый предполагает строительство линии Ердаут – Мактаарал – государственная граница Узбекистана с выходом на станцию "Сырдарья".

Мужчина в спецодежде и шлеме
Рабочий. Фото: primeminister.kz

Вторым этапом предусмотрен ввод в эксплуатацию ветки Жетысай – государственная граница Узбекистана с выходом на ту же станцию. Всего будет построено 152 км железнодорожного полотна. Для проекта планируется закупить 19,7 тыс. тонн рельс, а также 280 тыс. комплектов железобетонных шпал и рельсовых скреплений. 

Мужчина в кепке перед рабочими
Рабочий. Фото: primeminister.kz

Строительство новой ж/д магистрали позволит создать 3400 рабочих мест. Доля казахстанского содержания в проекте составит 85%.

Мужчины в спецодежде перед объективом фотографа
Рабочие. Фото: primeminister.kz

После укладки первого звена железнодорожного полотна премьер-министр поздравил всех с началом работ и обозначил необходимость обеспечить качественную реализацию проекта в установленный срок.

Руки рабочего с инструментом
Рабочий. Фото: primeminister.kz

Стенд с информацией
Маршрут новой железной дороги. Фото: primeminister.kz

Заместитель председателя правления АО "НК "ҚТЖ" Канат Альмагамбетов подчеркнул, что линия Дарбаза – Мактаарал соединит два отдаленных района Туркестанской области – Мактааральский и Жетысайский – с остальной частью Казахстана.

"Будет построено 9 станций. Железная дорога даст прямой выход грузов с Казахстана в эти районы и с данных районов в Казахстан. Потому что сейчас они вынуждены проходить границу с Узбекистаном. Это сказывается на развитии районов. После строительства они получат новый серьезный импульс", — сказал он.

Подвоз материалов для строительства
Строительство железной дороги. Фото: primeminister.kz

Мужчина в спецодежде и каске
Рабочий. Фото: primeminister.kz

По его словам, также существенно увеличится транзитный потенциал Казахстана

"Грузы, которые идут на Афганистан, Иран, Таджикистан и Узбекистан, будут быстрее проходить по этой линии. Еще один эффект: ослабится напряжение на участке Сарыагаш – Ташкент. В последние годы там много грузов. При этом не все из них вовремя передаются, потому что этот стык не рассчитан на такой грузопоток. Он резко возрос в последние два-три года. Строительство поможет разгрузить этот основной участок и дать движение пассажирским поездам", — отметил Канат Альмагамбетов.

Люди позируют перед объективом фотографа
Общее фото: primeminister.kz

Он также сообщил, что в настоящее время обсуждается строительство железной дороги через Пакистан в Индию. И запуск линии Дарбаза – Мактаарал станет значительным вкладом Казахстана в развитие этого стратегического маршрута.

"Мы прогнозируем, что грузопоток дополнительно увеличится на 10-14 млн тонн. А в дальнейшем возможен рост до 20-25 млн тонн. Этот участок, обходя Ташкентский узел, будет гораздо быстрее провозить грузы в обоих направлениях", — заключил Канат Альмагамбетов.

Новые рельсы и рабочий вагон
Строительство железной дороги. Фото: primeminister.kz

Стоит отметить, что в рамках дальнейшего расширения транспортно-транзитного потенциала Казахстана правительством ведется планомерная работа по развитию ж/д инфраструктуры. В частности, уже идет строительство вторых путей на участке Достык – Мойынты и новой железной дороги в обход Алматы. В ближайшее время планируется старт работ по новой ж/д линии Бахты – Аягоз с выходом на третий международный стык с Китаем. Всего в течение трех лет в республике будет построено свыше 1300 км железных дорог.

В марте этого года мы сообщали о том, что Казахстан и Узбекистан завершили процесс демаркации госграницы.

Согласно данным на сайте Комитета геодезии и картографии МЦРИАП, общая протяженность госграницы Казахстана составляет 13 398 километров.

Казахстан граничит с пятью государствами: Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой, Кыргызстаном, Туркменистаном и Узбекистаном.

С каждой из этих стран на основании заключенных на международном уровне договоров о делимитации (разметке) государственной границы определена продолжительность совместных границ:

  • с Российской Федерацией - 7548 км;
  • с Кыргызской Республикой - 1257 км;
  • с Туркменистаном - 459 км;
  • с Республикой Узбекистан - 2351 км;
  • с Китайской Народной Республикой - 1783 км.

Для обозначения на местности прохождения линии государственной границы государства проводят демаркацию границ, которая предполагает, помимо юридического определения границы, физическое обозначение пограничными знаками.

Как проводится демаркация

Как сообщается на сайте комитета, в Казахстане вопросами демаркации занимается РГКП "Казгеодезия", которое проводит полевые демаркационные работы.

Сначала производится топографическая съемка или аэрофотосъемка местности, после чего составляется крупномасштабная топографическая карта пограничной полосы. Затем устанавливаются пограничные знаки (столбы, проволочные заграждения и т.п.) и определяются их топографические (геометрические) координаты.

Результаты всех работ заносятся в протоколы с описанием прохождения линии границы и пограничных знаков. К ним прилагаются схемы и фотоснимки этих знаков.

Важно, что пограничные знаки нельзя перемещать произвольно, граничащие государства обязаны следить за их состоянием.

Демаркация казахстанско-узбекской границы

На официальном сайте МИД РК уточняется, что процесс делимитации (разметка госграницы) казахстанско-узбекской государственной границы проходил с 2000 по 2002 год. Выявленные проблемные участки и предложения сторон решались на основе принципов взаимного уважения и равноправия с учетом интересов местного населения.

9 сентября 2002 года в Астане главами Казахстана и Узбекистана был подписан договор, который полностью завершил определение линии совместной границы. Он вступил в силу в 2003 году.

Процесс демаркации казахстанско-узбекской государственной границы начался в 2003 году, а непосредственно полевые работы - в апреле 2004 года. Они продолжались почти 20 лет.

Только после завершения полевых демаркационных работ стороны приступили к подготовке документов о демаркации, которые и были подписаны во время визита Токаева в Узбекистан.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/2047699-novaya-zheleznaya-doroga-svyazhet-kazahstan-i-uzbekistan/