В Астане с аншлагом прошла премьера оперы «Биржан – Сара»
Опубликовано:
В театре «Астана Опера» два дня подряд проходит премьера новой, прорывной редакции спектакля «Биржан – Сара». Такую постановку позволить себе может не всякий театр в мире, ведь использованы масштабные декорации, применены новые технологии.
Проект реализован благодаря поддержке Министерства культуры и спорта РК. Вместе с Арыстанбеком Мухамедиулы на премьере побывал итальянский дирижер Джузеппе Аквавива и внучка композитора, автора оперы Мурата Толебаева – Жания Толебаева.
Корреспондент Nur.kz расскажет об особенностях новой версии гениального произведения и сложностях ее реализации от самих создателей.
Как отметил директор «Астана Опера» Галым Ахмедьяров, произведением «Биржан – Сара» открывали этот театр в 2013 году. А в этот раз оперу ставят в новой редакции.
«Кардинально по либретто мы далеко не уходили, но добавили новые вкрапления. Конечно, это и новая сценография, которая, мы полагаем, произведет большое впечатление на зрителя»,– пояснил Галым Ахмедьяров.
Режиссер-постановщик оперы – заслуженный деятель РК Асхат Маемиров – отметил, что последние три года в отечественной опере, балете, культуре происходят большие позитивные изменения:
«Сейчас «Астана Опера» демонстрирует свое творчество на мировом уровне, «Астана Балет» покоряет международные сцены – будь то Европа, США. Все это показывает мощность творческого, художественного потенциала наших театров. Министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы говорил, что «Астана Опера», «Астана Балет», имея такие грандиозные здания, подаренные Президентом Нурсултаном Назарбаевым, должны ставить на сцене произведения, достойные стать мировыми шедеврами».
Такими он назвал оперы «Абай» и «Қыз Жібек», благодаря которым зритель смог увидеть уровень национальной оперы, соответствующий требованиям мировых театров. Третьим таким произведением стала опера «Биржан – Сара», имеющая национальную духовную ценность.
По его словам, творческая группа приступила к работе около 7 месяцев назад. Над великолепной сценографией и поражающими воображение костюмами, опираясь на этнографию и народный фольклор, трудились художник-постановщик Софья Тасмагамбетова и дизайнер по проекциям Павел Драгунов.
«Работать над казахскими спектаклями крайне сложно, так как они монументально-плакатно-этнические, поэтому требуется огромное количество эскизов. В этом спектакле мы шили 340 костюмов – это невероятное количество материалов, ткани. Наверное, не осталось ни одного наименования, чего бы мы не использовали», – поделилась Софья Тасмагамбетова.
«Это монументальный спектакль. В мире очень мало таких театров, как «Астана Опера», которые бы смогли осуществить такую глобальную постановку. Если взять любую из картин и поставить на поворотный круг, то это получится самодостаточный спектакль, огромный для любого театра. Думаю, мы удивим всех объемом декораций – они еле помещаются в карманах сцены», – рассказал Павел Драгунов.
Декорации настолько масштабные, что для смены картин требовалось добавлять музыкальные фрагменты. Это позволило динамизировать действие. Пройдя за кулисы, журналисты смогли убедиться в словах создателей проекта – здесь и кони, и верблюд, и собаки породы тазы, и громадные передвижные конструкции юрты, и строения города с фрагментами улиц.
Режиссер-консультант оперы, Лауреат государственной премии Республики Татарстан Михаил Панджавидзе, признался, что рад еще раз поработать с коллективом «Астана Опера» и сблизился с участниками этого проекта. Он поблагодарил постановочную группу и отметил великолепные условия, созданные для ее работы, а также артистов за великолепный талант.
Что касается самого произведения, то «Биржан – Сара», по его мнению, написана по всем канонам мировой оперы и является гранд-оперой. Он поздравил Казахстан и казахскую культуру с наличием в своем наследии такого сокровища, назвав «Биржан – Сара» высшим достижением национального оперного искусства.
«Поймали себя на мысли, что опера в общем-то хоровая, присутствует огромное количество массовых сцен. Расскажу маленький секрет: мы открыли одну из арий, которая очень редко исполняется ввиду своей сложности. Вообще партии солистов очень трудные для исполнения. Я очень рад, что у нас есть артисты, способные исполнить их на самом высоком уровне. На мой взгляд, создан продукт, достойный первоисточника», – добавил он.
Заслуженный деятель РК Абзал Мухитдинов, который выступил дирижером-постановщиком оперы «Биржан – Сара», отметил, что новая редакция спектакля особенно ярко заметна при оптическом восприятии, ведь применены технологии и достижения современности.
«Что касается музыки, то мы пошли в обратном направлении – к истокам, к тому, что написал автор оперы Мукан Толебаев и долгое время было забыто. Многие постановки сделаны за прошедшие более чем 60 лет, и некоторые музыкальные фрагменты были купированы. Мы впервые восстановили оперу в полном объеме. Я думаю, она сегодня звучит очень свежо», – рассказал подробности дирижер.
Он добавил, что удивит зрителей звучание патефона – этот эпизод добавили в сцене ярмарки.
Первый заместитель директора театра «Астана Опера» Толеубек Альпиев рассказал, как создавалась концепция произведения. Образ некоторых персонажей решили изменить, не делая категорично негативными, не высмеивая их поступки. Ведь на тот момент их могли изображать, исходя из идеологических требований того времени. Сегодня – это другие люди, которые имеют право любить, совершать ошибки, но потом осознавать их.
«Это другое видение. Но мы пытались понять, что на самом деле тогда думал и хотели передать автор Мурат Толебаев, сценарист Кажым Джумалиев, что могла диктовать цензура. Этой постановкой мы хотим показать, что наш народ сумел сохранить традиции и сейчас живет в великой стране!» - сказал он.
Главные роли в первый день премьеры исполнили лауреат международных конкурсов Мейир Байнеш и Заслуженная артистка РК, лауреат государственной премии Майра Мухамедкызы. К слову, сегодня, 21 апреля, главные партии исполнят Беимбет Таныраков и Жаннат Бактай
«В эту роль я вложила весь свой опыт, накопленный за 21 год деятельности. Это спектакль, который можно показывать миру и гордится тем, что такова казахская опера! Благодарна всем сопричастным к ее созданию!» – сказала Майра Мухамедкызы.
Мейир Байнеш уже исполнял партию Биржана. Но в этот раз все гораздо сложнее.
«Только в одной партии имеется 5 арий и 4 дуэта, помимо массовых сцен в сопровождении хора. Я выжал из себя все соки, чтобы показать на сцене партию Биржана. Надеюсь, зрители будут довольны».
Покорить их удалось всей труппе. Сказать, что премьера прошла с успехом, будет мало. Зал был восхищен и даже шокирован масштабом постановки, которая вывела национальную оперу на новый уровень.
Текст и фото: Рашида Мухаметкалиева
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1728020-v-astane-s-anslagom-prosla-premera-opery-birzan-sara/