Нет контрафакту: в Астане обсудили внедрение цифровой маркировки в Казахстане
Опубликовано:
Сегодня в Астане состоялся международный форум по цифровой маркировке и отслеживанию товаров – госорганы, бизнесмены и эксперты ЕАЭС встретились в столице, чтобы обсудить внедрение этой системы в странах Таможенного союза, в том числе и в Казахстане. Главная цель маркировки – убрать контрафакт с рынков, пишет NUR.KZ.
Согласно данным ОЭСР на 2016 год, объем мирового рынка контрафактной продукции составил около 500 млрд долларов.
Задача внедряемой во всем мире маркировки товаров – сократить теневой оборот и дать дорогу добросовестному и легальному бизнесу. В свою очередь государство получит увеличение налоговых поступлений в бюджет, население – качественные и безопасные товары.
К подлежащим маркировке товарам относятся лекарства, табачные изделия, минеральная вода, безалкогольные напитки, пищевые продукты и корма, а также объекты интеллектуальной собственности.
«Запущенные процессы по внедрению цифровой маркировки и отслеживанию товаров отразятся на экономике Казахстана особенно значительно - 1%-ное сокращение объема контрафакта в экономике страны приведет к высвобождению пространства для легального бизнеса – только в розничной торговле объемом до 100 млн долларов. Например, пилотный проект по маркировке меховых изделий, запущенный в 2017 году, уже показал положительные результаты, повысив объем налоговых поступлений на 40%», - заявил на форуме первый заместитель премьер-министра Аскар Мамин.
Международный форум в Астане провел «Казахтелеком» при поддержке МИИР и министерства финансов – модератором панельных сессий выступил председатель правления компании Куанышбек Есекеев.
На данный момент «Казахтелеком» является оператором реализуемого в Казахстане пилотного проекта по цифровой маркировке табачных изделий.
«Маркировка товара нужна, чтобы понять весь жизненный цикл в товарообороте продукта - как меняются права собственности на этот товар, куда он дальше переходит и где потребляется. Для сбора всех этих данных нужна большая инфраструктура по всей стране. В РФ этот оператор уже утвержден – это Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) - мы ведем переговоры со всеми странами ЕАЭС для интеграции систем в случаях трансграничной торговли. Также прорабатывается схема работы с Европой и Китаем», - отметила управляющий директор по ИКТ-сервисам АО «Казахтелеком» Бикеш Курмангалиева.
Отмечается, что в МИИР Казахстана уже прорабатывают вопрос поддержки малого и среднего бизнеса, чтобы они могли активно включаться в проект маркировки – к примеру, в России компаниям дают приоритет участия в госзакупках и в получении субсидий.
Как отмечает министр по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина, «обкатывать» систему маркировки помогают пилотные проекты – к примеру, пилотный проект маркировки табачных изделий и лекарств запущены в России и Казахстане, проект маркировки обуви запустится в России и Беларуси.
Конкретных технических требований для размещаемой на товаре марки нет – главное, чтобы она была взаимочитаема и машиночитаема во всех страна ЕАЭС.
Замминистра по налогам и сборам Беларуси Владимир Муквич добавляет – еще лучше, если система маркировки будет читаема и за пределами ЕАЭС – к примеру, в Европейском союзе, чтобы с легкостью входить на международные рынки.
«В Казахстане высокий уровень компетенции и, безусловно, видно, что вы профессионалы в этом вопросе. Тщательно изучали международный опыт. Нет слепого копирования чужих наработок», - отметил он.
В ходе Форума участники отметили важность развития цифровых технологий в промышленной и подакцизной продукции, АПК, фармацевтике и создании новых возможностей для роста торговли в контексте дальнейшей интеграции в рамках ЕАЭС. В результате запуска проектов маркировки добросовестные предприниматели смогут вернуть недополучаемую из-за контрафакта выручку, наращивая продажи за счет сокращения недобросовестной конкуренции.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1777655-net-kontrafaktu-v-astane-obsudili-vnedrenie-cifrovoj-markirovki-v-kazahstane/