Что угрожает казахстанскому образованию
Опубликовано:
Активная конкуренция со стороны российских вузов представляет угрозу казахстанскому образованию. Об этом говорится в государственной программе развития образования и науки РК на 2020-2025 годы, передает NUR.KZ.
В документе, принятым правительством Казахстана в конце прошлого года, представлена картина текущей ситуации в системе образования в виде SWOT-анализа.
Сильные стороны
- обеспечение непрерывного профессионального развития педагогических работников;
- обновление содержания образования;
- поэтапное внедрение подушевого финансирования;
- внедрение дуального обучения в системе ТиПО;
- реализация проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех;
- расширение академической свободы ВУЗов;
- рост публикационной активности профессорско-преподавательского состава (ППС) и ученых;
- существование точек роста - АОО «Назарбаев университет» - университет мирового класса, АОО «Назарбаевские интеллектуальные школы;
- членство в Болонском процессе;
- программа «Болашак»;
- открытость;
- стремление к международному партнерству;
- полиязычное образование;
- финансирование государством программы академической мобильности и привлечения зарубежных топ-менеджеров и ученых;
- трехуровневая система подготовки кадров;
- наличие в вузах программ двухдипломного образования;
- прозрачность принимаемых решений;
- наличие подписки на научные базы данных.
Слабые стороны
- старение остепененных кадров;
- отсутствие системы достоверной образовательной статистики;
- недофинансирование системы образования;
- затраты на образование составляют 3,8% при рекомендуемых ЮНЕСКО 5-7%.
- неравномерное распределение образовательных грантов;
- избыточное количество многопрофильных университетов, не соответствующее потребностям регионального развития;
- диспропорция в подготовке кадров;
- несовершенство информационных систем в учебных заведениях;
- средняя заработная плата преподавателей является одной из самых низких в мире;
- сильно устарела инфраструктура организаций высшего образования;
- несбалансированность содержания образовательных программ;
- наука и отраслевые научные исследования не координируются единым органом;
- слабая связь науки, образования и производства;
- низкое качество педагогического образования;
- несоответствие компетенций профиля выпускников требованиям профессионального сообщества;
- барьеры при внутренней академической мобильности - разная стоимость обучения;
- несовершенство системы признания результатов обучения предыдущего уровня;
- низкий уровень мотивации труда научных работников в системе высшего образования РК;
- отсутствие плановой системы повышения квалификации;
- слабый уровень владения ППС иностранными языками;
- недостаточное использование ППС и исследователями научных баз данных;
- количество обучающихся по программам PhD не покрывает потребности организаций высшего образования и НИИ в остепененных кадрах.
Возможности
- внимание государства к системе образования;
- развитие государственно-частного партнерства (ГЧП);
- инвестиционная поддержка образования и науки со стороны международных организаций и работодателей;
- обучение по международным грантам и программам;
- финансирование высшего образования из средств местного бюджета;
- расширение сотрудничества со странами Центральной Азии.
Угрозы
- высокая доля молодежи NEET в ряде регионов;
- утечка талантов;
- рост конкуренции вследствие глобализации образования;
- снижение потребности в очном обучении в связи с развитием IT;
- дисбаланс трудовых ресурсов;
- несформированность общественных механизмов и институтов гражданского общества;
- пассивность стейкхолдеров в обеспечении качества высшего образования;
- непривлекательность казахстанского образования для иностранных студентов;
- неготовность профессионального сообщества к участию в образовательном процессе и сертификации специалистов;
- активная конкуренция со стороны российских учебных заведений высшего и послесреднего образования и др. конкурентов;
- отток кадров в другие сферы.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1839077-cto-ugrozaet-kazahstanskomu-obrazovaniu/