Почему в Казахстане могут вырасти тарифы и при чем тут экокодекс
Опубликовано:
В Казахстане готовится к принятию главный природоохранный документ страны – новый Экологический кодекс. Документ нацелен на то, чтобы улучшить состояние окружающей среды в стране через наложение эко-обязательств на промышленные предприятия. Вот только в конечном итоге это может ударить по карману простых потребителей. О том, как законопроект может сказаться на тарифах и повлиять на три ключевые отрасли экономики читайте в материале NUR.KZ.
Что нужно знать о проекте нового Экокодекса
Одно из главных обязательств, которые накладывает документ – внедрение наилучших доступных технологий (НДТ). Норма не является новой, она предусмотрена и в действующем экокодексе, однако теперь требования будут ужесточены. Так, внедрение НДТ будет обязательным для объектов I категории – крупных компаний-недропользователей, тепло- и энергостанций, заводов и фабрик.
Согласно проекту документа, действующим крупным промышленным предприятиям будет предоставлен переходный период. Неисполнение требований чревато повышенными ставками платы, которые, начиная с 2025 года, будут увеличиваться в 2, 4 и в 8 раз.
Теплоэнергетика
Объекты теплоэнергетики - это по большей части предприятия первой категории, для которых некоторые принципы нового экологического кодекса уже действуют.
«Влияние окажут принципы документа №3 и №5: внедрение НДТ и создание автоматизированной системы мониторинга выбросов. Это очень капиталоемкие проекты. А вот принцип № 4 (направление платы за эмиссии на экологические мероприятия) должен способствовать природопользователям в их стремлении соответствовать новым требованиям экостандартов», - утверждает начальник Управления охраны окружающей среды АО "Алматинские электрические станции" Рамиль Галиев.
Он также отмечает, что новые экостандарты ударят по карману предприятий отрасли.
«Когда в 2007 году был введен новый, ныне действующий Кодекс и соответствующие ему экостандарты, АО АлЭС провело большую работу для соответствия им, и выполнило свою задачу. Чтобы соответствовать вновь вводимым экостандартам нового Экологического Кодекса 2021 года нужны значительные капитальные затраты, которые будут зависеть от принятых в нем норм – нормы ЕС или нормы, соответствующие нашим экономическим и технологическим возможностям. Например, по модернизации ТЭЦ-2 капитальные затраты составят в интервале от 99 до 560 млрд. тенге, в зависимости от выбора варианта и достижения выбранных экологических норм», - делится подсчетами представитель предприятия.
По его словам, учитывая дороговизну проектов, компании не в силах реализовать их самостоятельно, и для покрытия затрат без вливаний из республиканского бюджета или изменений в тарифной политике не обойтись.
«Модернизация ТЭЦ-2 отразится на тарифах на тепло и электричество для горожан, который может значительно вырасти, так как увеличатся затраты на производство и, соответственно, себестоимость продукции», - говорит специалист.
По его мнению, кроме поддержки из бюджета необходимы и другие экономические механизмы финансирования проектов, но тот же поиск потенциальных инвесторов без ясных способов реализации проектов не возможен.
«Инвесторов интересуют сроки и надежность возврата инвестиций, проект, который реализуется только за счет тарифа для них малопривлекателен. Как известно, энергетическая отрасль характеризуется длительными сроками окупаемости, поэтому без помощи государства и инвесторов их реализовать тяжело», - акцентирует спикер.
Он также уточняет, что в тарифы включаются все затраты, понесённые предприятием. Если предприятие несет убытки, то это приводит к увеличенному износу оборудования, авариям и в последствии к остановке. «Случаи, когда замерзали города, из-за отсутствия средств у энергетиков, в нашей истории есть», - напоминает Рамиль Галиев.
При этом соблюдение экостандартов важная норма для предприятий и экологическая безопасность – это наша ответственность перед будущими поколениями, подытоживает он. Однако важно найти компромисс между качеством среды обитания и социально-экономическими условиями жизни населения.
«Высокие стандарты по экологии требуют соответствующих технологий и финансирования, которые возможны только при наличии крепкой экономики», - заключает Рамиль Галиев.
Горно-металлургический комплекс
Модернизация производства для соответствия высоким стандартам стран ОЭСР путем внедрения НДТ и перехода на комплексные экологические разрешения (КЭР) – обязательство, которое экологический кодекс накладывает и на отрасль ГМК. Здесь затраты на эти цели также грозят влететь «в копеечку».
«Новые экообязательства потребуют больших инвестиций в отрасль. По нашим предварительным расчетам, на первом этапе внедрения НДТ (10 лет) на горно-обогатительном комплексе и металлургическом переделе сумма расходов составит порядка 700,0 млрд. тг», - говорит председатель правления АО "Kazakhmys Copper" Бахтияр Крыкпышев.
По словам представителя отрасли ГМК, внедрение экостандартов смогут позволить себе только высокорентабельные предприятия, и то поэтапно.
«Большинство наших предприятий эксплуатируются более 30 лет и сегодня мы прилагаем все усилия для их безубыточной эксплуатации и сохранению рабочих мест. Так что внедрение экостандартов для данных предприятий очень проблематично. Это отрицательно скажется на обновлении оборудования и социальных проектах реализуемых за счет этих предприятий», - считает эксперт.
По его мнению, принятие новых экостандартов приведет к тому, что все инвестиции компаний должны будут направлены только на реализацию экологических проектов. При текущем износе оборудования в отрасли это приведет к ее полной деградации и дальнейшей остановке, утверждает он.
Здесь также не удастся избежать роста капитальных затрат из-за модернизации производства, однако увеличения себестоимости основной продукции не прогнозируется.
«Но, учитывая то, что инвестиционная составляющая включена в стоимость электрической и тепловой энергии, производимой и транспортируемой предприятиями нашей компании, то соответственно увеличится стоимость производства энергии и тарифов. Так, к примеру, по энергетической отрасли холдинга внедрение норм нового экокодекса в конечном итоге приведет к росту тарифов на тепло и электроэнергию при внедрении НДТ как минимум на 40%», - говорит Бахтияр Крыкпышев.
Но это еще не все. С принятием документа существенно повысятся платежи за эмиссии в окружающую среду для тех объектов, кто не сможет получить в обозначенные сроки комплексное экологическое разрешение.
«Платежи будут повышаться в геометрической прогрессии каждые 3 года, что в конечном итоге заставит производство внедрить НДТ и перейти на КЭР, либо закрыть производство при невозможности последнего. В условиях эксплуатации производств с 40-х годов, не на всех производственных объектах представляется возможным внедрить НДТ», - уточняет спикер.
С принятием нового ЭК также предусматривается увеличение адмответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды. С учетом того, что не все смогут одномоментно соответствовать высоким стандартам кодекса, то это также не лучшим образом скажется на производстве, уверен эксперт.
При худшем сценарии, высокие экологические штрафы приведут к банкротству предприятий.
Что касается господдержки, то механизм, который сегодня предусматривает документ, по мнению эксперта, несовершенен. К примеру, в странах ОЭСР предусмотрена экономическая поддержка производств по внедрению финансово затратных экостандартов через налоговые льготы, механизм ускоренной амортизации оборудования, или выделение кредитов по выгодным условиям. В Казахстане же вся поддержка упирается в освобождение от платежей за эмиссии, сумма которых покроет не более 5-6% затрат.
«В этой части необходима доработка документа на примере мирового опыта с включением господдержки при проведении экологической реформы. Внедрение экостандартов, принятие нового ЭК безусловно является важным для нашей страны, для нашего народа, это поможет внедрить более чистое производство, но в условиях мирового кризиса данные цели будут практически неосуществимы», - заключает представитель отрасли ГМК.
Нефтегазовый сектор
Для нефтегазового сектора в проекте экокодекса предусмотрены отдельные нормы по регулированию специфических вопросов данной отрасли. Так, например, это касается обращения с серой и закачки воды в целях поддержания пластового давления. Однако, по словам генерального директора Казахстанской ассоциации региональных экологических инициатив "ECOJER" Рустема Кабжанова, эти нормы предусмотрены не в целях ужесточения требований, а для урегулирования специфических моментов данной сферы. Эксперт отмечает, что они направлены на достижение международных стандартов.
«Нормы проекта дают старт для выхода предприятий на международный уровень. И те, кто уже давно шагнул вперед по этой лестнице, им легче будет соблюдать требования нового экокодекса. Трудности будут испытывать старые месторождения, которые прошли пик добычи и которые имеют высокую себестоимость», - отмечает Рустем Кабжанов.
По данным эксперта, расходы на внедрение НДТ в нефтегазовой отрасли на ближайшие 10 лет могут составить 1,2 трлн тенге. Это примерная цифра, подсчитанная НПП РК «Атамекен» и ассоциацией «KAZENERGY» в сравнении сегодняшнего технологического оснащения компаний с требованиями европейских и российских справочников. Но без конкретных требований справочника НДТ подсчитать точную сумму невозможно.
«Сегодня мы можем только составить план, какие объекты необходимо модернизировать, какие установки нужно поменять. А посчитать мы сможем только тогда, когда будет готов национальный справочник по НДТ, и мы увидим пределы, которых должны будем достичь. Т.е. какой фильтр надо установить, какой технологический метод требуется использовать, это все зависит от тех предельных значений, которые справочниками по НДТ будут установлены для конкретной отрасли», - разъясняет спикер.
Одно очевидно, утверждает он: переход на НДТ потребует определенных расходов.
«Это будет затратно, так как в Казахстане отсутствуют собственное производство установок очистки, собственные методы и методологии, естественно, все это будет закупаться за рубежом. Стоимость таких установок будет зависеть от производителя, технической характеристики эффективности, качества и надежности. Так, у наших соседей перевод Московского НПЗ на НДТ за 10 лет (с 2010 по 2020 гг.) потребовал инвестиций в размере 210,2 млрд. тенге. Однако, какие расходы будут в Казахстане, пока нельзя сказать точно, потому что нет анализа технологического оснащения компаний, нет понимания каким нормативам нужно соответствовать», - говорит эксперт.
Как следствие – неизбежен рост стоимости продукции, ведь затраты на модернизацию будут требовать возврата. А это, как следствие, окажет влияние на тариф. Однако, в то же время, по его мнению, такая модернизация необходима, и экономическому блоку Правительства следует активное вовлекаться в процесс проводимой экологической реформы, чтобы оценить где и в каких случаях государству придется поддержать частный сектор.
Вместе с тем, спикер не исключает, что меры по ужесточению экостандартов в долгосрочной перспективе себя оправдают.
«Отдельные эксперты говорят, что газификация г. Алматы приведет к росту тарифа в 2-2,5 раза. Но опять же, нет учета затрат на лечение болезней, связанных с низким качества воздуха в городе. Нужно смотреть на проблемы в комплексе, учитывая не только прямые затраты, но и косвенные», - отмечает Рустем Кабжанов.
Эксперт также уверен, что государство не должно повышать планку, выше которой компании прыгнуть не смогут. Пока же предусмотрена одна мера поддержки – обнуление ставки платы за эмиссии, но этого недостаточно, считает глава ассоциации ECOJER.
«Для качественной модернизации и внедрения лучших мировых практик, однозначно требуется больше мер поддержек, чем одно обнуление ставок. Необходимо развивать инструменты зеленого финансирования и фондирования, привлекать зеленые инвестиции именно в те сектора, экологизация, которых необходима нашей стране», - делится мнением он.
В случае, если предприятия не потянут расходы на экостандарты, это чревато плачевными прогнозам, считает эксперт.
«Думаю, ответ тут очевиден: падение добычи нефти, сокращение персонала предприятий, сокращение доходов у смежных компаний, осуществляющих сервисные услуги, сокращение поступлений в государственный бюджет и Национальный фонд. Но объективно пока нет таких ярких и неоспоримых негативных факторов, чтобы подтверждают столь негативные сценарии», - резюмирует Рустем Кабжанов.
Вывод
Для каждой из трех отраслей в новом экокодексе, согласно специфике деятельности, предусмотрены свои нормы и стандарты. Но, как видно, для каждой из них эти обязательства значат одно и то же – повышение затрат, ведь технологии стоят денег, и речь идет о многомиллиардных суммах, которые могут стать нагрузкой для системообразующих предприятий страны. Никто не отрицает, что забота об экологии – дело благое, вот только даже в таком благом деле важно не перегнуть и не навредить экономике страны.
Сегодня, в условиях мирового кризиса, кажется уместным для начала стабилизировать экономику, наладить инвестиционный климат и только потом браться за экологические вопросы. А с учетом рисков, озвученных экспертами, есть смысл перенести сроки рассмотрения и принятия нового экологического кодекса.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1851168-kak-novyj-ekologiceskij-kodeks-mozet-povliat-na-promyslennyj-biznes/