Цифровизация пришла в торговлю: что нужно знать казахстанцам о новшествах
Опубликовано:
Министр торговли и интеграции Бахыт Султанов рассказал о роли торгового ведомства в реализации сентябрьского Послания Президента страны, разъяснил в чем заключаются задачи Минторговли, инфраструктурные и цифровые проекты в торговле и экспорте, как они стыкуются между собой и их выгоды для страны, а также о том, как поможет цифровизация вовлечь казахстанцев в общий процесс стабилизации цен, передает NUR.KZ.
В Казахстане появится Единое цифровое окно для экспортеров – Digital Export
«Мы планируем консолидировать все меры господдержки, которые предоставляются 10 государственными и квазигосударственными структурами, и портал export.gov.kz превратить в Единое цифровое окно – Digital Export. Для этого уже запущены 2 пилотных проекта совместно со Сбербанк и АльфаБанк. Экспортеры могут электронно подавать заявки и получать возмещение затрат. Это ускоряет процесс получения возмещения до 7 дней. Сегодня это делается на бумаге и длится 25-30 дней», - отметил Бахыт Султанов.
В дальнейшем планируется расширение услуг с участием других банков.
У казахстанцев появится «цифровой социальный кошелек»
Как отметил министр торговли и интеграции, создание национальной товаропроводящей системы с интеграцией в аналогичные системы стран ЕАЭС и Центрально-Азиатского региона – это важное поручение Главы государства. НТС станет главной инфраструктурой Евразийского продовольственного хаба. В Казахстане она будет состоять из 24 оптово-распределительных центров, которые призваны оказывать полный комплекс услуг по сохранению и перераспределению фермерской продукции.
Создание таких центров позволит консолидировать усилия множества хозяйств, включая ЛПХ, при закупе сырья, производстве и реализации продукции. И одновременно обеспечит всю вертикаль сельхозпроизводителей гарантированным сбытом товара и ростом доходов.
В целом НТС выступит якорной инфраструктурой для объединения в кластер фермеров, закупщиков, транспортников, реализаторов и потребителей.
Проект уже выходит на стадию практической реализации. В начале октября бизнес-консорциум компаний, заинтересованных в строительстве первых 7 ОРЦ, вышел на Министерство с частной финансовой инициативой.
Данные объекты будут расположены в селе Мичурино и городе Аксу Павлодарской области, городе Капчагай Алматинской области, городе Шу Жамбылской области, а также в городах Нур-Султан, Шымкент и Алматы.
"Еще по 17 оптово-логистическим центрам мы планируем провести работы по привлечению частных инвесторов до конца будущего года", - отметил Султанов. .
Функциональной возможностью товаропроводящей системы станет «цифровой социальный кошелек» казахстанца. Проработать его внедрение также поручено в Послании этого года.
Как разъяснил министр Бахыт Султанов, цель внедрения «цифрового кошелька» заключается в том, чтобы проследить целевое использование бюджетных ресурсов, выделяемых гражданам на социальную помощь, с одной стороны, и их «возврат» в виде скрытой поддержки отечественным товаропроизводителям, с другой стороны.
То есть, цифровой кошелек предназначен для оплаты за социально значимые товары, работы или услуги, которые реализует наш бизнес.
Взаимосвязь он показал на примере:
«Механизм НТС заключается в том, чтобы эффективно и быстро доставить продукцию до покупателя, что называется, «от поля до прилавка», а также сохранить ее. Эффект, который получает при этом потребитель, - товар без лишних накруток и в лучшем качестве. А граждане, получающие соцпомощь, смогут через специальную систему безналичного расчета, покупать эти отечественные товары, фактически напрямую отправляя деньги фермерам. Так, стыкуя взаимовыгодный интерес друг к другу, - производителя и потребителя, мы замыкаем через НТС своеобразный круг товаро-денежного оборота. Эту работу мы проводим в рамках своих цифровых проектов. Для координации работ, по поручению Премьер-Министра, нами создана совместная рабочая группа с министерствами труда, цифровизации, финансов, Национальным банком и общественными организациями финансового сектора», - рассказал о ходе работы над «социальным кошельком» министр.
Воспользуйся Dosmart и получи кэшбек
Ведется работа над созданием целостной системы мониторинга цен. Прорабатывается 4 источника данных, которые помогут отслеживать цены в реальном времени.
1. С помощью системы Dosmart мы получаем информацию по актуальной стоимости продуктов и лекарственных средств.
Число зарегистрированных пользователей системы достигло 28 тысяч. До конца года планируется увеличение каталога товаров на все города Казахстана и возможность сравнения цен на определенный товар в разных магазинах. К слову, пользователям за предоставление информации обеспечивается кэшбек.
2. Проводится работа по интеграции с базами Минфина, "Казахтелекома", "Транстелекома", что позволит нам получать дополнительные данные о ценах на СЗПТ через онлайн ККМ (контрольно-кассовая машина).
3. Для ускорения работы по сбору данных Министерством ведется работа по созданию единого национального каталога товаров и продуктов совместно с Министерством финансов и "Казахтелеком".
4. Через технологии parsing по электронным коммерческим площадкам мы будем отслеживать в реальном времени цены на определенные продукты и товары.
Это даст потребителям гарантию бесперебойной поставки товаров, особенно СЗПТ, а также позволит балансировать цены, а по отдельным продуктам даже снизить до 45 %.
Говоря о потребителях, необходимо отметить, что Глава государства уделяет большое внимание вопросу повышения качества товаров и услуг, как одного из важнейших аспектов благосостояния населения.
Минторговли запустило пилотную версию платформы по защите прав потребителей в Нур-Султане
В октябре этого года Министерство торговли запустило в городе Нур-Султане пилотную версию платформы по защите прав потребителей.
Цифровая платформа по защите прав потребителей должна стать централизованной точкой сбора, обработки и мониторинга всех жалоб/обращений потребителей.
В рамках 1-го этапа пилотной версии цифровой платформы по защите прав потребителей, будет проведено тестирование сбора и обработки обращений по категории «Обмен / Возврат товара». В пилотном проекте участвуют три крупные торговые точки: Alser, Magnum Cash&Carry, "Анвар".
Потребители могут получить доступ к платформе по адресу weask.kz и оставить свои обращения / жалобы по обмену/возврату своего товара, купленного в вышеуказанных магазинах. При этом необходимо, чтобы товар соответствовал требованиям возврата магазина, с наличием чека или подтверждением о покупке в магазине. Функционал подачи жалоб/обращений по иным вопросам прорабатывается и будет доступен в рамках полноценного запуска платформы.
Для подачи жалобы/обращения потребителю будут доступны несколько каналов: направить свой запрос напрямую на платформе, посредством считывания QR-кодов с помощью смартфонов в торговых точках.
После поступления жалобы на платформу обращение потребителей рассматривается магазином. Если потребитель не удовлетворен ответом магазина, то обращение будет перенаправлено дальше на рассмотрение Комитета по защите прав потребителей РК.
По результатам полноценного запуска платформы ожидается, что потребители будут обеспечены необходимой информацией о их правах и возможностях, взаимодействие с магазинами будет переведено в онлайн-формат, что скажется на повышении качества оказываемых услуг / продаваемых товаров.
У потребителей также будет возможность в онлайн-формате обращаться за помощью к общественным объединениям и другим органам досудебного урегулирования Казахстана за дополнительной информацией и поддержкой.
Е-аккредитация освободит более 1 600 субъектов от излишней бумажной волокиты
«Это важный проект по оцифровке и совершенствованию процессов аккредитации и сертификации. Он позволит сократить сроки аккредитации и искоренить фальсификацию и подделку документов в области оценки соответствия. Эта задача также поставлена перед нами Главой государства», - отметил Султанов.
С июля месяца была запущена электронная система Е-аккредитация, где оцифровали процесс подачи заявки, выдачи заключений, подписания договоров, - также сообщил министр в ходе брифинга.
Рассказывая об ожидаемых эффектах, министр сказал, что «перевод в цифровой формат позволяет освободить более 1 600 субъектов аккредитации от необходимости сбора дополнительных документов и справок, экономит время и средства заявителей, а также исключает перепроверку данных со стороны органа по аккредитации».
На сегодняшний день в системе работают более 700 организаций и 2700 пользователей.
На данный момент проводится ревизия нормативно-правовых актов, регулирующих процесс сертификации, и работа над узакониванием электронной сертификации: по действующим правилам все должно происходить в бумажном виде. В законопроект «О техническом регулировании» включены нормы по электронным сертификатам, декларациям и протоколам испытаний. Сейчас документ находится на обсуждении Парламента.
Запуск Е-сертификации предполагается в следующем году после принятия этого Закона.
Оцифровка и совершенствование процедур оценки соответствия направлены на то, чтобы искоренить, так называемые, «серые» сертификаты.
На единой платформе формируется Реестр государственной системы технического регулирования с дальнейшей интеграцией в общие процессы Евразийского союза. То есть, все данные о выданных сертификатах всех стран ЕАЭС будут объединены в одной системе. И покупатель товаров или услуг сможет проверить их достоверность.
В ближайшее время планируется запуск выдачи сертификатов и деклараций о соответствии казахстанской формы и ЕАЭС через систему «Единое окно» Республики Казахстан по экспортно-импортным операциям. Система управляется Министерством финансов.
«В конечном итоге это даст качественную продукцию потребителю», - заключил министр торговли.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1881502-cifrovizacia-prisla-v-torgovlu-cto-nuzno-znat-kazahstancam-o-novsestvah/