От разработки требований до обучения экспертов: в Казахстане намерены повысить качество экспертизы учебников
Опубликовано:
В Казахстане реализуется проект «Модернизация среднего образования», который направлен на улучшение качества среднего образования. В сентябре текущего года подписан контракт между МОН РК и международной консалтинговой компанией Savvy по пересмотру экспертизы учебников. О том, что делается в рамках проекта, чему зарубежные консультанты намерены научить казахстанских экспертов и авторов, читайте в материале NUR.KZ.
Что будет сделано в рамках проекта
В рамках проекта по экспертизе учебников международные консультанты проанализируют пробелы и узкую специфику экспертизы казахстанских учебных изданий и изучат международный опыт.
С учетом этого будут разработаны руководства для экспертов и авторов, а также общие и специфические требования к содержанию и структуре учебников, в том числе электронных. Так, с их помощью, специалисты при проведении экспертизы смогут опираться на конкретные, четко прописанные инструкции.
Для внедрения требований в Казахстане будут обучены более 2-х тыс. экспертов по всей стране.
Отдельное направление – разработка методического руководства для авторов, где будут прописаны дидактические, психологические, методолоогические, психолингвистические и другие требования.
Опыт каких стран мог бы подойти Казахстану
По словам руководителя проекта Лии Галани, ключевая роль консультации заключается в том, чтобы, с одной стороны, представить Казахстану передовой международный опыт в области экспертизы учебников, а с другой стороны, адаптировать его к потребностям и видению нашей страны.
«Нужно учитывать, что есть большая разница в культурных компонентах, связанных с образованием в западных странах и в Казахстане. И внедрить западный подход в систему казахстанского образования трудно. Поэтому мы постараемся подобрать наиболее подходящую под местные реалии методику», - акцентирует Галани.
При этом, она отмечает, что в числе стран, чей опыт можно было бы рассмотреть – Сингапур и Канада, где есть два официальных языка обучения, Финляндия, США, Великобритания или Южная Корея, где широко используются цифровые учебники.
«Вариантов множество, но как консультанты и ученые мы не будет предлагать полностью перенять систему экспертизы учебников другой страны, а построим систему оценки учебников, основанную на образовательных потребностях, культуре, обществе и видении Казахстана», - подчеркивает спикер.
Ожидания от проекта
Разработка конкретных требований к экспертизе поможет повысить качество учебников, уверен директор одного из казахстанских издательств Ернар Базаров.
«Эта процедура повысит потенциал людей, участвующих в оценке учебников. Посредством учебных курсов для экспертов, которые будут проводиться научно-практическим центром «Учебник», специалисты в области экспертизы обогатят свои знания о концептуальных, нормативных основах разработки содержания образования, а также о методах и критериях оценки научно-педагогических учебников», - убежден издатель.
По его мнению, новые подходы повысят эффективность работы экспертов.