40 млн на фитнес и SPA: Перуашев раскритиковал закупки госкомпаний
Опубликовано:
Депутат мажилиса Азат Перуашев на пленарном заседании палаты подверг критике процедуру госзакупок в Казахстане, передает корреспондент NUR.KZ.
Азат Перуашев озвучил позицию партии «Ак жол» в ходе обсуждения в первом чтении проекта закона по вопросам закупок отдельных субъектов квазигосударственного сектора.
Этот документ, по его словам, содержит всего 18 статей общего характера, носит рамочный характер, и подразумевает, что в практической работе нацкомпании и нацхолдинги будут руководствоваться не только законом, но и собственными правилами закупок. Так как пункт 13 статьи 1 указывает, что закон не распространяется на "иные случаи, предусмотренные правилами осуществления закупок". Тем самым, отметил Перуашев, правила, утверждаемые субъектами закупок, ставятся выше закона, и любой субъект своим решением может сделать для себя исключение из его требований.
Кроме того, законопроект охватывает не весь квазигоссектор, а лишь нацхолдинги, нацкомпании и СПК. За его рамками остаются различные ТОО и РГП при центральных и местных госорганах, которые регулируются законом «О государственных закупках», из которого еще в 2013 году были исключены меры поддержки отечественного бизнеса.
В этой связи депутат указал на необходимость доработать законопроект при подготовке ко второму чтению.
"На наш взгляд, законопроект требует доработки по ряду немаловажных моментов. Фракция "Ак жол"… предлагает в рамках сопутствующего законопроекта внести меры поддержки казахстанских предприятий непосредственно в закон о госзакупках. Мы настаиваем, что все ограничения должны быть регламентированы на уровне закона. Министр Жамаубаев сейчас согласился исключить эту норму, ловим вас на слове", - сказал мажилисмен.
Очень своеобразно, по словам депутата, разработчик трактует и такой важный момент, как контроль за закупками.
«Пунктом 1 статьи 13 проекта закона предусмотрено, что, цитирую: «Национальные управляющие холдинги, национальные компании… определяют порядок работы централизованной службы по контролю за закупками». То есть Минфин хочет, чтобы порядок – что можно контролировать, а что нет, - определяли сами контролируемые. Очень странная логика. Учитывая высокие коррупциогенные риски в данной сфере, а также миллиардные суммы сделок, такой подход напоминает пословицу, как лисе доверить охранять курятник. Не удивлюсь, если потом в правилах появится такой порядок контроля – никуда не лезть, а просто спросить, все ли хорошо, под честное пионерское», - добавил парламентарий.
Такой подход акжоловцев не устраивает. Перуашев настаивает, чтобы порядок контроля нацкомпаний определяли не они сами, а независимая от них централизованная служба либо госаудит, так как эти субъекты распоряжаются государственными деньгами.
Перуашев в целом отметил, что бюджеты нацкомпаний, их «дочек», различных РГП и ТОО при министерствах и акиматах, вроде «СК-Фармации» или СПК должны стать максимально прозрачными.
«Считаем, что при прозрачном бюджете нацкомпаний не могли происходить такие вещи, как выплата десятков миллионов тенге премий в «СК-Фармации», провалившей работу и ответственной в том числе за гибель людей от нехватки лекарств в пандемию. Или другой пример – когда госпредприятие оплачивает 40 млн тенге из кармана налогоплательщиков на фитнес и СПА-процедуры своим менеджерам. И это только факты, получившие огласку», - резюмировал мажилисмен.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1903739-40-mln-na-fitnes-i-spa-peruashev-raskritikoval-zakupki-goskompaniy/