Top.Mail.Ru
Политика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Почетный дорожник Дамир Алимов рассказал о решении проблем автомобильных дорог в Казахстане

Опубликовано:

Дамир Алимов
Дамир Алимов. Фото: из личного архива Дамира Алимова

Вопрос качества дорог в Казахстане всегда был одним из самых обсуждаемых направлений развития. И причины кроются зачастую не только в некачественном проведении строительных и ремонтных работ, но и в недостаточном финансировании, климате, а также несоблюдении требований по эксплуатации. Так считает почетный дорожник Дамир Алимов. За его плечами 50 лет опыта в сфере строительства автодорог. В интервью NUR.KZ он поделился своим мнением о ситуации в автодорожной отрасли Казахстана и рассказал о возможных путях решения проблем.

- Насколько, по Вашему мнению, является оправданной критика руководства страны в отношении нынешнего состояния автомобильных дорог?

- Критика нынешнего состояния автомобильных дорог является своевременной и справедливой. Если, согласно глобальному индексу конкурентоспособности Всемирного экономического форума, Республика Казахстан в 2019 году заняла 55 место в мире, то по качеству автомобильных дорог только 93.

По данным Комитета автомобильных дорог, в 2019 году 40% сети автомобильных дорог общего пользования или 37 654 км имели удовлетворительное состояние, 27% или 25 509 км находились в неудовлетворительном состоянии. В результате такого состояния автомобильных дорог у нас размер транспортной составляющей в конечной стоимости продукции намного выше, чем в развитых странах. Все это отрицательно сказывается на состоянии экономики Республики и росте ВВП.

- Каковы причины такого неудовлетворительного состояния автомобильных дорог у нас в Республике?

- Причин, негативно влияющих на состояние автодорог, несколько: это несоблюдение требований по качеству при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Постоянно средства массовой информации выявляют недостатки при строительстве, ремонте и содержании дорог общего пользования и улиц в населенных пунктах. Постоянно выявляются такие нарушения, как применение некачественных материалов, недостаточная толщина покрытий и оснований, несоблюдение технологии производства работ, особенно при укладке асфальтобетонных покрытий, отсутствие подгрунтовки между слоями дорожной одежды и многие другие.

Ранее эти недостатки были в основном скрыты от широкой общественности и поэтому им уделялось меньше внимания.

  • Резко континентальный климат нашей Республики, из-за этого дороги подвержены периодическим циклам попеременного замораживания и оттаивания, приводящим к разрушению дорожных одежд. Низкие зимние температуры способствуют появлению поперечных трещин и других дефектов на большом протяжении дорог с черным покрытием.
  • Проезд большегрузного транспорта с нагрузками больше допустимых, в результате этого на многих участках дорог появляются просадки, колея, на мостовых балках появляются трещины и эти дефекты отрицательно сказываются на состоянии автомобильных дорог и безопасном и бесперебойном проезде по ним.
  • Несоблюдение нормативных сроков между ремонтами дорожной одежды, несвоевременное и не в полном объеме выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования.

Для нашей Республики это является основной причиной плохого состояния автодорог. Остановлюсь на этой проблеме более подробнее.

А как Вы считаете, насколько выделение финансирования пропорционально проведению необходимых работ?

Начиная с 1994 года (год, когда бюджет Республики начал формироваться в тенге), по Республике выделяется крайне недостаточное финансирование на содержание, текущий, средний и капитальный ремонты автодорог общего пользования. Лимиты денежных средств на содержание автодорог и межремонтные сроки утверждаются уполномоченными Правительством органами и этими же органами в течение этого периода не выполняются. Например, даже в прошлом, 2020 году на текущий ремонт и содержание автомобильных дорог республиканского значения было выделено 27,2 млрд тенге при нормативе 55,1 млрд тенге, что составило 49% от норматива. Капитальным и средним ремонтом было охвачено 1.1 тыс. км, при потребности около 5 тыс. км.

Намного хуже ситуация с дорогами местного значения. По нормативам на содержание и текущий ремонт сумма составляла в 2020 году 188,8 млрд тенге, фактически было выделено 25,9 млрд тенге или 14% от потребности.

Финансирование ремонта дорог 2020
Фото: NUR.KZ

В Западно-Казахстанской области при потребности 13,9 млрд тенге выделено 0,4 млрд тенге или 3% от потребности.

В Актюбинской области соответственно 14,9 млрд тенге и 0,7 млрд тенге или 5%.

Финансирование ремонта дорог 2020
Фото: NUR.KZ

Сеть дорог местного значения составляет 70 902 км. При этом в государственной программе инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы, запланирован ремонт 27 тысяч км или 38% от общей протяженности дорог местного значения и планируется достигнуть уровня содержания дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии 95%.

Согласно нормативов, утвержденных уполномоченными органами РК, средний ремонт в зависимости от категории дороги и типа покрытия необходимо проводить через 4-5 лет. То есть за 2020-2025 годы необходимо отремонтировать более 100 тыс. км. Средним ремонтом должна быть охвачена один раз вся сеть автомобильных дорог местного значения 70 902 км и часть участков, у которых подойдут межремонтные сроки (через 4-5 лет), два раза.

Неотремонтированные вовремя километры будут быстро разрушаться, перейдут в разряд в «неудовлетворительном состоянии». Потребуется в разы больше денежных средств на их ремонты. Усложняет ситуацию и тот факт, что на содержание и текущего ремонта дорог местного значения выделяется денежных средств в 6-7 раз меньше потребности.

Какие меры на Ваш взгляд необходимо предпринять для улучшения состояния автомобильных дорог общего пользования по Республике?

- Во-первых, необходимо определить потребную денежную сумму на развитие автомобильных дорог в течение года, посчитав основные направления вложений:

  • на содержание и текущий ремонт по действующим нормативам,
  • капитальный и средний ремонт по межремонтным срокам,
  • на реконструкцию и новое строительство, согласно правительственным программам, отдавая приоритет дорогам с меньшим сроком окупаемости.

Ранее при СССР такими подсчетами занималось Министерство автомобильных дорог Казахской ССР, а затем проводило защиту финансовых и материальных средств в правительственных органах.

Поскольку денежные средства на дороги общего пользования выделяются из республиканского и местного бюджетов, а бюджеты у нас социально ориентированы, будет проблематично выделить необходимые средства согласно расчетам.

В случае невозможности финансирования по нормативам автомобильных дорог общего пользования из республиканского и местных бюджетов, можно будет рассмотреть вопрос восстановления Дорожного фонда. Дорожные фонды существуют во многих странах мира, в том числе и в России. Дорожный фонд существовал у нас ранее при СССР и в девяностые годы прошлого столетия в независимом Казахстане. Источники наполнения дорожного фонда можно обсудить с заинтересованными сторонами (предпринимателями, налоговыми органами и так далее).

Во-вторых, поскольку дороги местного значения составляют более 74% от общей сети дорог общего пользования, необходимо увеличить их финансирование в разы, чтобы постепенно добиться уровня финансирования по нормативам и межремонтным срокам.

Кроме этого, в ходе проверок дорог местного значения и улиц населенных пунктов выявляется большое количество недостатков, не связанных с финансированием, это:

  • отсутствие специалистов с профильным образованием у организаций, осуществляющих контроль и приемку выполненных работ;
  • недостаточная требовательность к подрядным организациям со стороны руководства заказчика по вопросам соблюдения технологии производства, качества материалов и работ;
  • отсутствие методической и нормативной литературы по вопросам строительства и ремонта автомобильных дорог;
  • не проводятся обучающие семинары и другие.

Все это еще раз говорит о том, все дороги общего пользования: международного, республиканского, областного и местного значения должны управляться и финансироваться из одного центрального органа.

Учитывая важную роль автомобильных дорог в жизни Республики Казахстан, на мой взгляд, возможно создание Агентства Республики Казахстан по развитию автомобильных дорог общего пользования или создание в составе существующего Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан комитета или другого органа, который будет заниматься всеми автомобильными дорогами общего пользования.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1909393-pochetnyy-dorozhnik-damir-alimov-rasskazal-o-reshenii-problem-avtomobilnyh-dorog-v-kazahstane/