Казахстанские производители: Акцизный налог – новый удар по пищевой индустрии
Опубликовано:
В настоящий момент в Казахстане активно обсуждается Национальный проект по новым подходам формирования здорового образа жизни на 2022-2025 годы, который включает в себя, в том числе, предложения о введении акциза начиная с 7% с последовательным повышением к 2025 году до 45% на сахаросодержащие безалкогольные напитки, передает qazlive.kz.
Представители Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков выразили свою официальную позицию по данному вопросу в обращении к Вице-министру национальной экономики РК Азамату Амрину. Копия письма отправлена также в Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства и Национальную палату предпринимателей РК.
Производители недоумевают, почему в столь важном вопросе превалирует позиция Минздрава, который в одностороннем порядке продвигает меру, показавшую свою неэффективность во многих странах и способную нанести серьезный урон отрасли безалкогольных напитков. Почему продвижение акциза происходит при молчаливом согласии уполномоченных госорганов (Минэк, Минсельхоза, и т.д.) без какой-либо оценки целесообразности. Ведь такого налога нет ни в одной из стран Таможенного Союза ЕАЭС.
Казахстан, похоже, собирается стать первой страной в Таможенном союзе, которая намерена ввести столь радикальные меры. Сомнительное первенство.
По мнению членов Ассоциации, предлагаемая мера обосновывается прежде всего фискальными интересами государства, а аргументы о необходимости оздоровления населения являются только поводом для ее введения.
С этой целью безалкогольные напитки фактически приравнены к алкоголю и табаку и даже азартным играм, тогда как напитки с сахаром, включая соки, сокосодержащие напитки, лимонады, морсы, компоты, кофе, чай, воды – такой же продукт питания и поставщик калорий, как и кондитерские изделия, хлеб, молочные и другие продукты.
Казахстанским производителям, как считает руководитель Ассоциации Алия Мамытбаева, навязывается дискриминационная налоговая схема, когда объектом налогообложения выбирается индустрия напитков, при этом не учитываются другие сахаросодержащие пищевые продукты.
Ведь 55% потребляемого населением Казахстана сахара - это сахар в чистом виде, а вклад сахаросодержащих напитков в калорийность рациона казахстанцев незначителен и составляет менее 2%.
Следуя логике Минздрава, такой налог нужно ввести в отношении всех сахаросодержащих продуктов, и прежде всего на сам сахар, который является составляющей большей части пищевых продуктов.
Не учитываются или сознательно игнорируются ключевые аргументы производителей, показывающие безосновательность предлагаемой меры, а именно:
- Отечественное потребление безалкогольных напитков в среднем на одного казахстанца за период с 2012 по 2019 гг. варьировалось от 36,7 до 49,2 литров, что меньше общемирового показателя по итогам 2018 года на 41%.
- Попытки корректировать культуру питания должны учитывать потребительские предпочтения, традиции, а также географические и экологические аспекты. Так, ведущие казахстанские диетологи, проанализировав результаты масштабного общеказахстанского исследования, целью которого было изучение физической активности, питания и питьевого режима населения нашей страны (проведено в 2015 году по заказу Ассоциации «Здоровье народа вне возраста» социологической службой Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК) пришли к выводам, что дневной рацион казахстанцев составляют в основном мясо, хлеб и мучные изделия с явным преобладанием углеводов.
При этом питьевой режим недостаточен, наблюдается тенденция к «сухо-едению». При норме потребления жидкости, рекомендуемой Всемирной Организацией Здравоохранения, в 2,2-2,9 литров в день на человека казахстанцы в среднем пьют не более 1-1,5 литров в день. Все это ведет к избыточной массе тела и росту сердечно-сосудистых заболеваний. К тому же население имеет низкий уровень физической активности, что не может не сказываться на уровне массы тела, параллельно создавая предпосылки для развития ожирения. На момент опроса выяснилось, что более 80% респондентов вели сидячий образ жизни.
Результаты независимых исследований, проведенных авторитетными международными организациями, такими как Глобальный Институт McKinsey*, МВФ и ОЭСР**, показывают, что налоги оказывают существенное негативное влияние на экономику и никакого положительного влияния на здоровье. В то же время, осознанное, умеренное, сбалансированное потребление приводит к положительным результатам.
Эти выводы подтверждаются также результатами недавнего исследования казахстанского Института экономических исследований при Минэк РК, которые в первую очередь должны быть рассмотрены и приняты госорганами.
Основной причиной введения налога на СБН в различных странах являются не сами напитки, а добавленный в них сахар. С учетом того, что потребление СБН в Казахстане не столь высоко, достижение устойчивого эффекта от внедрения налога возможно в случае общего сокращения потребляемого сахара, в т.ч. за счет других сахаросодержащих продуктов. Однако, как показали итоги опроса, проведенного в апреле этого года среди студентов казахстанских университетов, половина из них никоим образом не озабочена содержанием сахара в еде и напитках.
Выводы однозначные - акцизный налог на безалкогольные напитки неэффективен для Казахстана в плане оздоровления и приведет к плачевным последствиям для отрасли.
Согласно прогнозным расчетам Института экономических исследований, введение, например, 20%-ного акцизного налога приведет к 26%-ному спаду производства, росту цен и снижению покупательского спроса. Спад производства вызовет сокращение более 12 тысяч рабочих мест.
Так как производство СБН в основном локализировано внутри страны, эффект от падения рынка примут на себя исключительно отечественные предприятия. При этом предлагаемая мера даст мультипликативный эффект на смежные отрасли, так как три четверти компаний, задействованных в отрасли, заняты не в производстве, а в дистрибуции. Значительные последствия будут для малого бизнеса, так как из 431 компаний малые составляют 95,4%. Акциз приведет к монополизации рынка безалкогольных напитков.
Также непонятно, принимается ли во внимание регуляторами кризисный период, который и без предлагаемых мер привел к значительному росту цен на все виды сырья: цены на сахар повысились на 65%, и этот рост еще продолжится, стоимость электроэнергии повысилась на 15 % и т.д. Учитывается ли то, что казахстанским изготовителям приходится работать в высококонкурентной среде?
Так, производство соковой продукции в Казахстане уже сократилось в значительной мере. В 2019 году было произведено около 75 млн литров фруктовых и овощных соков, что на 55% ниже показателя за 2014 год (166,5 млн литров). Аналогичная тенденция будет и в остальных категориях безалкогольных напитков, так как экспортный потенциал ограничен, а импорт из соседних стран продолжает расти.
С 2017 года наблюдается снижение загруженности предприятий с 50% до 31%. Введение налога на территории РК приведет к заполнению казахстанского рынка напитками из стран СНГ. К примеру, после введения акциза в Дании, население стало ездить за покупками в соседние страны, где акциза не было. В результате правительство страны подсчитало, что ежегодно бюджет теряет около 40 млн евро из-за недополучения НДС, и отменило налог.
Авторы письма настоятельно рекомендуют исключить налог на сахаросодержащие безалкогольные напитки из списка мер, принимая во внимание его доказанную неэффективность для оздоровления населения, ожидаемые негативные последствия для отрасли, а также текущую ситуацию с глобальной пандемией COVID – 19.
Вместо дискриминационного налогообложения производители предлагают Минздраву сосредоточиться на научно-обоснованных решениях, которые доказали свою эффективность в мире, например - просветительская работа с населением относительно сбалансированного питания и физической активности, работа над рецептурой напитков с целью снижения содержания сахара, уменьшение размеров порций, включение в ассортимент упаковок меньшего объема, предоставление прозрачной и полной информации о содержании и калорийности на этикетках продукции и т.п., тем более, что сами представители производителей безалкогольных напитков готовы выходить с такого рода инициативами и оказывать помощь и поддержку государству в вопросах оздоровления нации.
В прошлом году Ассоциация подписала с Минздравом Меморандум о намерении разработать Кодекс Добросовестного Производителя, с включением туда вышеуказанных мер. Но дальше намерений дело не пошло. Производители задают Минздраву вопрос: почему была остановлена эта работа?
Где здравый голос экспертного сообщества в сфере здравоохранения, который предлагал конструктивные шаги?
Эксперты Ассоциации «Здоровье народа вне возраста» озвучивали ранее, что необходимо подумать над созданием союза государства, общественности и бизнеса в решении стоящих перед нашей страной проблем, связанных с недостаточной физической активностью населения. Вице-президент Казахской академии питания Юрий Синявский предлагал, выражая не только свою точку зрения: «Думаю, нам нужна объединяющая общенациональная программа по изменению пищевых и двигательных привычек людей, предусматривающая пропаганду потребления достаточного количества жидкости, сбалансированного питания и дальнейшую популяризацию физической активности. К участию в разработке данной программы должны быть привлечены как государственные организации, так и общественность, и бизнес-структуры».
В Казахстане много говорится о необходимости поддержать производителей в такой сложный период, однако в реальности происходит обратное.
Совсем недавно, помимо акцизов, правительством был инициирован вопрос о проведении в Казахстане вслед за Россией пилотной стадии маркировки на напитки, что фактически по российскому сценарию означает обязательность маркировки на продукцию. При этом, в отличии от российского подхода, кроме бутилированнй воды в пилот были добавлены сахаросодержащие напитки. Логика обоснования была такая же, как в отношении акцизов: вред сахаросодержащих продуктов для здоровья. Такая постановка вопроса вызывает по меньшей мере недоумение, так как маркировка по своей сути преследует совсем другие цели.
Производители задаются вопросами: Есть ли вообще согласованный сбалансированный подход в этих вопросах у правительства в целом и у государственных органов в частности? Взят курс на уничтожение отрасли?
Отказ от таких мер как акциз или маркировка были бы самой действенной поддержкой для производителей и малого и среднего бизнеса в период пандемии. Стоит отметить, что в начале года соседний Узбекистан рассматривал возможность введения акциза на напитки и разумно отказался от этой меры. Лидерство Казахстана в вопросе акцизного налога в регионе – это путь к уничтожению отрасли и потере привлекательности казахстанского рынка для инвесторов. Здоровье нации зависит в первую очередь от сильной экономики.
*«Преодоление ожирения: первоначальный экономический анализ» (Overcoming obesity: An initial economic analysis), Глобальный Институт McKinsey, ноябрь 2014 г.
**«Налоговые затраты и коррективные налоги в Чили: совместная оценка МВФ и ОЭСР» (Tax Expenditures and Corrective Taxes in Chile: A joint IMF/OECD Assessment), октябрь 2020 г.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1912252-kazahstanskie-proizvoditeli-aktsiznyy-nalog-novyy-udar-po-pischevoy-industrii/