Top.Mail.Ru
Политика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Багдат Мусин: Мы меняем вектор работы министерства от количества к качеству

Опубликовано:

Багдат Мусин
Фото: Facebook / Мусин Багдат

Популярный украинский онлайн-журнал MC.today опубликовал интервью с министром цифрового развития Казахстана Багдатом Мусиным о том, как им удалось перевести 90% госуслуг в онлайн; как сегодня в Казахстане меняют вектор работы министерства с количественных показателей на качественные, о борьбе с бюрократией и коррупцией и как делать так, чтобы все работало не «для галочки».

Свежая публикация по теме:
Эксперты провели мониторинг качества товаров в Актау и выявили нарушения

«Как им все удалось?» — задаются вопросом журналисты из Украины об уровне цифровизации Казахстана.

Сам Багдат Мусин не раз высказывался, что цель перевести 90% госуслуг в онлайн была достигнута, но этого, как оказалось, недостаточно. По словам министра, этот KPI (ключевые показатели эффективности – прим. ред.) необходимо пересматривать в сторону клиентоориентированности. Сейчас МЦРИАП корректирует подходы и ставит перед собой задачу не на количество, а на качество предоставления госуслуг. Это выражается в том числе и в переходе на платформенный подход.

«Сложно одновременно переделать или интегрировать 400 информсистем, нам нужно строить принципиально другую модель – платформенную, с четкой архитектурой бизнес-процессов. Некоторые справки нужны лишь для получения другой справки. Это бессмысленно, и мы это сейчас меняем», — отмечает Багдат Мусин.

Он лично знаком со своим украинским коллегой Михаилом Федоровым, отмечает издание. Они вместе работают над одной целью — создают цифровое государство, делятся опытом и обмениваются идеями. С Федоровым их объединяет и одинаковый подход к руководству министерством и управлению проектами, в центре которых человек.

Багдат Мусин
Фото: facebook.com/BagdatMussin

Как мы строили электронное правительство

«После окончания университета им. Сулеймана Демиреля по специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение» я переехал в Нур-Султан. Там с командой акционерного общества «Национальные информационные технологии» мы начали работать над программой электронного правительства. При этом толком объяснить, как это сделать, никто на тот момент не мог.

Какое-то понимание, что нужно делать, пришло во время командировки в Южную Корею в 2006 году. Тогда мы впервые увидели справку, которую выдали через интернет. По своей легитимности (законности. – прим. ред.) она ничем не отличалась от традиционной бумажной. Стало очевидно: нужно сделать так, чтобы люди могли получить максимальное количество услуг самостоятельно и онлайн.

Первым этапом создания электронного правительства стала оцифровка базы данных физических лиц: каждому человеку мы присвоили идентификационный номер (ИИН). Параллельно мы создавали цифровую базу юридических лиц, а позже — электронный реестр недвижимости.

Мы не бились головой о стену непонимания — мы начали эту стену ломать. Причем как в переносном, так и в прямом смысле. Для того чтобы люди могли комфортно получать госуслуги, мы полностью пересмотрели подход к обслуживанию. Так мы убирали стены и перегородки в госучреждениях, а им на смену пришли удобные столы, стулья и диваны. Обслуживание, в котором клиент стоит за стойкой, стало частью истории.

Когда мы решили создать единый кадастр недвижимости, многие директоры БТИ (бюро технической инвентаризации. – прим. ред.) были категорически против. Они хором начали ругать те информационные системы, которые мы выстраивали на протяжении двух лет. Их реакция была понятной: только одна справка на черном рынке стоила тогда $100, а их выдавались миллионы.

Как только основные базы были оцифрованы, мы поняли, что можем и должны бороться с коррупцией, сокращать время обслуживания и создавать комфортные условия, чтобы люди быстро получали госуслуги.

Для этого мы создали специальные центры обслуживания — one-stop shops. В них можно было зарегистрировать человека, недвижимость или автомобиль, то есть получить любую госуслугу. Это были первые результаты программы цифровизации Казахстана», — поделился Мусин.

В настоящее время Казахстан занимает 29 место в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства, обгоняя при этом Украину.

Онлайн-услуги не «для галочки»

«В 2010 году я перешел в Министерство связи, но все равно продолжил развивать идею электронного правительства в новой команде профессионалов. Они, как и я, хотели максимально облегчить жизнь казахстанцам.

На тот момент нашей амбициозной целью было перевести 90% государственных услуг в онлайн. Здесь не обошлось без сложностей. Некоторые госорганы начали это делать «для галочки» — просто чтобы на сайте появилась кнопочка. Вроде бы онлайн-услуга есть, но по факту люди все равно приходили в ту или иную службу.

Мы изменили цель: теперь нужно было не просто автоматизировать 90% услуг, а оказывать их онлайн. Для этого мы переписали все процессы. Многие руководители государственных организаций тогда сильно упирались — не принимали новое, и поэтому весь процесс внедрения был под пристальным наблюдением премьер-министра страны.

На тот момент нам важно было быстро оцифровать максимальное количество процессов. Так мы создали более 400 информсистем. Количеством взяли, а про качество на тот момент думать не было времени.

Пандемия укрепила понимание: в работе с информсистемами нужно что-то менять. Например, если объединить и интегрировать отдельные информсистемы, это поможет лучше ими управлять.

Мы сменили вектор с количества на качество. Такая платформенная модель в управлении позволяет наводить порядок в данных: создавать понятные и простые бизнес-процессы. Это заметно облегчает работу многим госорганам и службам.

Часть технических заданий мы отдаем на аутсорсинг. И, кстати, я согласен с мнением, что госслужащие прежде всего должны заниматься законами и создавать новые проекты по поддержке и развитию экономики страны, а частные компании — получать госзаказы на IT-разработки и внедрять их», — рассказывает министр цифровизации.

Все дорожные полицейские в Казахстане получили планшеты

«Спустя два года генпрокурор предложил мне поработать в генеральной прокуратуре Казахстана. Задачи были сложные, но выполнимые. Одна из первых идей, которую нам удалось реализовать, — сотрудники полиции стали выписывать штрафы на планшете.

Раньше они должны были повсюду возить с собой папку с кипой бумаг и заполнять их, а затем после возвращения на рабочее место еще и перепечатывать все с бумажек на компьютер.

Когда нам говорили, что выписывать штрафы на планшете незаконно, я и моя команда упорно стояли на своем. Тогда генеральный прокурор поддержал нас. Как результат, сегодня штраф выписывается за две минуты, а полицейским больше не надо возиться с папками и бумажками.

За полтора года нам удалось оцифровать и уголовные дела. Сегодня около 40% уголовных дел ведется полностью в электронном формате. Все, что следователь записывает со слов, он обязан отсканировать. Для чего это делается? Чтобы не было подлога показаний — все сохраняется в базу данных», — вспоминает Багдат Мусин.

Как цифровые документы все-таки заменили бумажные

«Когда в 2016 году я рассказывал о том, что скоро не нужно будет ходить с бумажными документами, многие считали это сказкой. В мае прошлого года в Казахстане приняли закон: теперь цифровые документы имеют такую же силу, как пластиковые или бумажные.

Причем европейские страны только начали обсуждать такую возможность, позже и в Украине заявили, что собираются внедрять документы в электронном виде. В Казахстане цифровые документы доступны на сайте eGov.kz и в приложении eGovMobile. Раньше в этом приложении была не совсем удобная авторизация, поэтому мы выбрали самый простой способ — биометрия или FaceID. Не все понимали, что такое электронные ключи и где они хранятся», — делится спикер.

В Казахстане можно оформить ипотеку, не вставая с дивана

«Недавно мы проанализировали, как в нашей стране получают ипотеку, и пришли к выводу, что процесс можно практически полностью перенести в онлайн. Мы это сделали благодаря блокчейн-технологиям и большому желанию участников рынка.

Сейчас оформить ипотеку по блокчейну можно в двух банках, причем один из них автоматизировал этот процесс полностью. Теперь ипотека выдается в течение дня со всеми необходимыми регистрациями», — говорит Мусин.

К 2025 году многие государственные услуги будут предоставляться за пять минут

«Сейчас передо мной, как перед министром цифрового развития, стоят еще более амбициозные цели, чем раньше. Прежде всего, мы строим платформу GovTech, которая помогла построить смарт-систему с корректными данными, дружественную для пользователей и с удобными процессами.

Например, сейчас в поликлиниках медперсонал может использовать сразу несколько информационных систем: им приходится вносить одни и те же данные в разные системы. Так данные пациентов дублируются или хранятся в разных базах. Процессы разрознены, а должны быть в одной системе. Этот платформенный подход позволит нам обращаться только к одной базе для поиска ответа сразу на несколько запросов и даст конкретную информацию о пациенте.

Еще мы постоянно пересматриваем уже существующие сервисы, услуги и процессы. В прошлом году мы убрали 18 видов справок, в том числе и по недвижимости. Зачем они? Доступ к информации должен быть в онлайне для тех, кому необходимы эти справки. Справку больше не нужно спрашивать у того, кто обращается, госорганы смогут получить к ней доступ по ИИН человека с его разрешения. Проблем и задач еще немало, но мы их решаем», — резюмировал министр.

Полное интервью можно прочитать на сайте MC.Today.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1924623-bagdat-musin-my-menyaem-vektor-raboty-ministerstva-ot-kolichestva-k-kachestvu/