Top.Mail.Ru
Политика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Баланс стабильности и прогресса: трансформация политической системы

Опубликовано:

Акорда
Фото: https://www.akorda.kz/ru/republic_of_kazakhstan/akorda

Реформы, инициированные Президентом Касым-Жомартом Токаевым, получают оформление в виде нормативно-правовых актов, которые в свою очередь реализуются на практике.

Продолжение курса реформ

Менее месяца назад все казахстанцы могли наблюдать, как озвученные Главой государства демократические реформы воплощаются в нормативных правовых актах, а затем становятся частью нашей реальности. 25 июля впервые в истории страны состоялись прямые выборы акимов сел, поселков и сельских округов. Проведение этой электоральной кампании стало возможным после подписания Главой государства 25 мая пакета законодательных поправок, затронувших казахстанское избирательное законодательство.

Поправки были разработаны в рамках реализации инициированных Президентом демократических реформ, конкретно так называемого «третьего пакета». В него входили преобразования, направленные на демократизацию казахстанского законодательства, внедрение новых стандартов, признаваемых передовыми государствами, для демократических процессов.

В частности, поправками помимо прямых выборов сельских акимов, входило включение в избирательные бюллетени для всех уровней электорального процесса графы «против всех», а также ряд других изменений. Проводимый Главой государства курс политических реформ является логическим продолжением преобразований, начатых Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. Важно отметить, что уже при вступлении в должность 12 июня 2019 года Президент РК Касым-Жомарт Токаев в инаугурационной речи подчеркнул, что намерен сохранить преемственность политического курса Первого Президента.

«Только сильное государство может обеспечить благополучие и стабильность. Елбасы, последовательно руководствуясь национальными интересами Казахстана в условиях тектонических политических преобразований, бушевавших в девяностые годы прошлого столетия на планете, возглавил молодое независимое государство на пути в число 30-ти развитых стран мира. Казахская поговорка гласит: «Главою быть легко, да трудно руководить». Казахстану в этом отношении повезло, в сложный период социальных преобразований страну возглавил выдающийся лидер», - отметит позднее Глава государства в статье «Уроки исторической личности» («Тарихи тұлға тағылымы»), опубликованной в Республиканской газете «Egemen Qazaqstan»

Обозначив преемственность политического курса, Касым-Жомарт Токаев в инаугурационной речи заявил, что всегда и везде будет отстаивать интересы Казахстана. Своей главной целью назвал обеспечение единства общества и защиты прав граждан. Ключевыми направлениями работы – повышение благосостояния казахстанцев, противодействие коррупции, реформирование судебно-правовой сферы, реализацию справедливой социальной политики и обеспечение жильем, поддержку молодежи, укрепление и развитее регионов, проведение сбалансированной многовекторной внешней политики.

Развитие курса реформ началось с решения Главы государства о создании Национального совета общественного доверия (НСОД) при Президенте РК. Соответствующий указ Касым-Жомарт Токаев подписал 12 июня 2019 года. В документе содержался пункт, предусматривающий проведение консультаций с лидерами политических партий, неправительственных организаций, представителями гражданского сектора по вопросам формирования Совета и порядка его работы.

В результате указанных консультаций в состав Совета вошли авторитетные лидеры общественного мнения – представители НПО, гражданские активисты, признанные правозащитники и политологи, другие эксперты в различных сферах жизни общества. Был сформирован своеобразный «клуб неравнодушных и влиятельных», который собирался и вырабатывал решения, продвигающие прогрессивное развитие Казахстана, его политической, экономической и социальной структуры.

Эти решения реализуются под контролем Главы государства. Но самой важной функцией НСОД стало обеспечение диалога между государством и обществом. На заседаниях Совета поднимаются вопросы, волнующие казахстанцев как в столице и крупных городах, так и в отдаленных от центра регионах. В то же время с участием компетентных экспертов обсуждаются реальные возможности масштабной политической модернизации. По предложениям и рекомендациям НСОД разрабатываются законопроекты. Из них как минимум девять уже стали полноценными нормативными правовыми актами и сегодня реализуются на практике.

«Мы реализуем критически важные политические реформы, которые дают новый импульс развитию страны в интересах всех граждан. Установка Президента на строительство экономически сильного, социально справедливого государства, открытого общества с прочными устоями и прогрессивными ценностями реализуется путем последовательных реформ. Главное в том, что на самом деле нет альтернативы такой политике, пути назад быть не может», - заявлял в одном из интервью член НСОД, директор Экспертного Института европейского права и прав человека Марат Башимов.

Именно в НСОД в декабре 2019 года был обсужден первый пакет демократических реформ Президента. Результатом стала разработка пакета поправок в законодательство о политических партиях и о выборах. Соответствующие законы приняты, и ими снижен вдвое порог для регистрации политических партий, внедрен институт парламентской оппозиции, а также введена квота в 30% в избирательных партийных списках.

Кроме того, законодательно закреплены изменения, которые эксперты отмечали, как крайне важные шаги демократизации. В частности, речь идет о декриминализации (переводе из уголовного в административный кодекс) статьи 130 (клевета), гуманизации статьи 174 Уголовного кодекса (разжигание межнациональной, межрелигиозной розни) и окончательной отмене смертной казни в соответствии со Вторым факультативным протоколом Международного пакта о гражданских и политических правах.

Демократизация на местах

Озвученный в сентябре 2020 года в Послании второй пакет инициатив Главы государства также был разработан с сохранением преемственности политического курса Елбасы. Одним из поручений Главы государства, данным в Послании, стала разработка Концепции развития местного самоуправления в Казахстане.

Также Президент отметил необходимость повышения уровня общественного контроля принятия государственных решений, для чего поручил разработать соответствующий закон. Об укреплении и расширении полномочий органов местного самоуправления и усилении общественного контроля Елбасы Нурсултан Назарбаев неоднократно говорил в своих выступлениях.

Наибольшее развитие эта идея получила в рамках конституционной реформы 2007 года. Тогда в Основной закон, были внесены изменения, согласно которым маслихаты стали основой органов местного самоуправления. В том же году создается Общественная палата при Мажилисе Парламента, и таким образом не только парламентские партии, но и другие организации получают возможность участвовать в работе над законопроектами.

«Главная цель политических преобразований для нас – это движение к такой современной демократической форме власти, которая сможет обеспечить наиболее эффективную систему управления обществом и государством, одновременно сохраняя политическую стабильность в стране и обеспечивая все конституционные права и свободы наших граждан», – подчеркивал Нурсултан Назарбаев.

Возвращаясь ко второму пакету демократических реформ Главы государства, необходимо отметить, что на повышение самостоятельности местных органов власти и вовлеченности граждан в принятие государственных решений направлена еще одна важная инициатива. Касым-Жомарт Токаев в рамках этого пакета озвучил предложение ввести с 2021 года прямые выборы акимов сел, поселков и сельских округов с 2021 года.

Позднее это предложение получило законодательное оформление в виде поправок в Конституционный закон «О выборах». Помимо этого в Послании, содержащем второй пакет реформ, была еще одна важная задача - сформировать единый институт онлайн-петиций. Также Глава государства дал ряд поручений по совершенствованию законодательства в области защиты граждан от кибербуллинга, борьбы с пытками и торговлей людьми, отметил необходимость присоединения к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка в области процедуры передачи сообщений.

Как отметила главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Леся Каратаева, демократические реформы Президента формируют новый формат взаимодействия государства и гражданского общества.

«Новый формат основывается на концепции «слышащего государства». Касым-Жомарт Токаев так сформулировал ее ключевой принцип: «Власть обязана слышать запросы людей, решать проблемы на местах, регулярно отчитываться перед гражданами». Так, Президент в качестве ключевых приоритетов деятельности госорганов обозначает общественный диалог, открытость, оперативное реагирование на нужды людей», - отметила эксперт.

Она обратила внимание на меры, принятые для того, чтобы обратная связь между гражданами и властью была эффективной. Для этого в центральных и местных исполнительных органах созданы пункты приема граждан, большинство из этих пунктов работает также и в онлайн-режиме. Качество рассмотрения обращений граждан контролирует отдел, созданный в структуре Администрации Президента.

«Важную роль для формирования и укрепления нового формата взаимодействия государства и гражданского общества сыграли законодательные поправки, принятые в рамках реализации пакетов демократических реформ Главы государства. Основные изменения, которые необходимо отметить, затронули законодательство о выборах, о политических партиях. Крайне важным было и принятие нового закона «О порядке организации и проведения мирных собраний», которым был отменен разрешительный и введен уведомительный порядок организации митингов, шествий и пикетов», - добавила эксперт КИСИ.

Трансформация политической системы

«Если мы реально хотим улучшить жизнь наших граждан, то следует вовлекать их самих в процесс реформ. Наши последующие политические реформы должны быть направлены на более широкое вовлечение людей в управление страной», - отмечал Президент Касым-Жомарт Токаев в Послании от 1 сентября 2020 года.

На трансформацию политической системы Казахстана, совершенствование защиты прав человека и вовлечение граждан в процесс преобразований и принятия решений ориентирован третий пакет демократических реформ Главы государства. Президент озвучил ряд инициатив на открытии первой сессии Парламента VII созыва 15 января текущего года. В рамках третьего пакета было внесено предложение о снижении порогового уровня голосов избирателей с 7% до 5% для вхождения политических партий в состав Мажилиса Парламента.

В этом же ряду инициатив было и включение в избирательные бюллетени на всех уровнях графы «против всех». Обе нормы уже закреплены поправками в Конституционный закон «О выборах». Как отмечают эксперты, эти изменения будут стимулировать активность политических партий, позволят представить в Мажилисе более широкий спектр мнений, и, как следствие, палата будет принимать более продуманные и проработанные решения и документы. А у граждан появится возможность выражать более полно свое мнение при реализации избирательного права.

Одной из самых важных инициатив стало предложение ввести в перспективе прямую выборность акимов уже на уровне районов. По оценкам экспертов, реализация указанного предложения приведет к большей демократизации системы государственного управления на местах, а также к более полному информированию и вовлечению населения в процесс принятия региональных программ, распределения бюджетных ресурсов и в другие управленческие процессы.

Помимо этого, в рамках третьего пакета Касым-Жомарт Токаев дал поручение разработать и принять закон об уполномоченном по правам человека, укрепить аппарат омбудсмена и создать региональные представительства.

«Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев постепенно вовлекает казахстанцев в общественно-политический диалог. Снижение порога с 7% до 5%, а также возможность голосовать «против всех», облегчает возможность прохождения в нижнюю палату соответствующих политических сил и течений. Что же касается прямых выборов акимов, то они должны усилить их связь со своими избирателями и, следовательно, в конечном счете, создать правильное пространство для понимания интересов самих избирателей. Не говоря уже о том, что прямые выборы акимов повышают их представительность», - отметил в своей статье, опубликованной в ряде международных СМИ экс-посол Словацкой Республики в РК Петер Юза.

Эксперты также отметили масштабность и глубину проводимых Главой государства преобразований.

«Фактически, идет перезагрузка системы государственного управления, она затрагивает все уровни от центральных госорганов до местных. Важно отметить в этом процессе ориентированность на расширение и укрепление общественного контроля, достижение максимальной прозрачности управленческих решений», - подчеркнул Директор экспертного Института европейского права и прав человека и член НСОД Марат Башимов.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1928753-balans-stabilnosti-i-progressa-transformatsiya-politicheskoy-sistemy/