Top.Mail.Ru
Политика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Последовательно и поэтапно: как реализуются демократические реформы в Казахстане

Опубликовано:

Государственный флаг Казахстана
Иллюстративное фото: NUR.KZ/Петр Карандашов

Демократические реформы проводятся в Казахстане шаг за шагом в рамках «пакетов» инициатив Президента, при этом предложения и поручения обретают реальную силу, когда воплощаются в виде нормативных правовых актов.

Прогрессивный шаг

Обязательным условием для построения государства, которое будет служить обществу, является демократия, но ее нельзя скопировать где-то и «установить» в стране одномоментно, - к этому заключению не раз приходили ученые и эксперты международного уровня. По мнению исследователей, подлинная демократия выстраивается последовательно и поэтапно. При этом необходимо, чтобы общество было готово к имплементации очередного набора инструментов демократического устройства государства. Поскольку демократия, как неоднократно отмечали эксперты, означает только пользование благами, но и вклад граждан в процветание страны, их ответственное и активное участие в судьбе государства.

В течение последних двух лет в Казахстане последовательно реализуются демократические реформы, инициированные Президентом Касым-Жомартом Токаевым.

Одним из критически важных для реализации демократических свобод в нашей республике стал новый Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан», вступивший в силу 6 июня 2020 года. Он был разработан в рамках реформ, предложенных Главой государства в Послании в 2019 году.

Ранее действовавший в Казахстане закон, регулировавший область проведения различных митингов, шествий и других мирных собраний, был принят в далеком 1995 году. За это время и система взаимодействия государства и общества, и другие закономерности и взаимоотношения в различных сферах жизни в стране значительно изменились. Старый закон уже не соответствовал требованиям времени, особенно в той части, где утверждался разрешительный порядок проведения мирных собраний. То есть, для того, чтобы провести митинг или шествие, необходимо было подать заявку в акимат и получить разрешение. Добиться этого разрешения было очень сложно, зачастую власти отказывали просто так, на всякий случай. Кроме того, места, где акиматы разрешали проводить митинги и демонстрации, находились на дальних окраинах населенных пунктов, и за счет этого терялся сам смысл выражения народной воли, поскольку народ этого выражения не видел, как, собственно, и представители властей, способные решить проблему, о которой говорили участники митинга.

«Согласно Конституции наши граждане обладают правом свободного волеизъявления. Если мирные акции не преследуют цель нарушения закона и покоя граждан, то нужно идти навстречу и в установленном законом порядке давать разрешения на их проведение, выделять для этого специальные места. Причем, не на окраинах городов», - подчеркнул Касым-Жомарт Токаев в Послании от 2 сентября 2019 года.

Эта инициатива вызвала широкий резонанс не только в Казахстане, но и за его пределами. К разработке проекта нового закона присоединились гражданские активисты, представители неправительственных организаций, правозащитники, юристы, правоведы, казахстанские и международные эксперты. Они принимали участие в обсуждении онлайн и в заседаниях рабочих групп Мажилиса Парламента.

Кроме того, разработчики законопроекта уделили большое внимание изучению международного опыта, законодательства Министерство информации и общественного развития РК изучило законодательство США, Швеции, Великобритании, Франции, США, Австралии, Сингапура и других стран. За основу были взяты разработанные ОБСЕ Руководящие принципы свободы мирных собраний.

В результате Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний в РК» был принят и получил высокую оценку экспертов из передовых демократических стран. Его принципиальным отличием от ранее действовавшей нормативно-правовой регламентации митингов, шествия и пикетов стала презумпция в пользу мирных собраний. То есть, были законодательно закреплены обязанности государства по защите участников митингов, предоставление свободного доступа для прессы, административное регулирование предоставления условий для проведения мирных собраний, а также запрет на все виды дискриминации. Введена ответственность для лиц, препятствующих проведению митингов, шествий и пикетов.

Главным демократическим шагом стало внедрение вместо разрешительного – уведомительного принципа организации и проведения мирных собраний. Теперь для проведения митинга или пикета достаточно уведомить акимат.

В соответствии с буквой закона, местные исполнительные органы определили места для проведения мирных собраний в центральной части населенных пунктов. Исключением стали пикеты, их разрешено проводить везде, где не запрещено. К местам, где нельзя пикетировать, отнесены кладбища, стратегические военные объекты, территории резиденция Президента и Елбасы. Как отметили международные эксперты, такие ограничения для пикетирования по уровню соответствуют принятым в странах передовой демократии.

Как подчеркнул директор экспертного Института европейского права и прав человека Марат Башимов, новый порядок проведения мирных собраний представляет собой прогрессивную демократическую норму, которая не только соответствует международным стандартам, но и повышает уровень защиты прав и свобод граждан Казахстана.

«Крайне важная новая норма – это введение прогрессивного, более демократичного порядка организации и проведения митингов, шествий и пикетов, с переходом от разрешительного к уведомительному принципу. Также необходимо отметить, что в новом законе четко определены права и обязанности организаторов мирных собраний, участников и наблюдателей за митингами», - отметил Марат Башимов.

Эксперты отмечают, что новый закон меняет суть и формат взаимодействия между властью и гражданским обществом не только в том, что касается мирных собраний, но и во многих других сферах. Внесение таких кардинальных изменений является признаком последовательной демократической трансформации, проводимой в Казахстане по инициативе Главы государства.

В сторону гуманизации

Еще одна крайне важная инициатива Президента, получившая свое воплощение в виде нормативного правового акта – это решение давней законодательной проблемы. Долгое время, по отзывам международных экспертов, в Казахстане наказание за клевету было несоразмерным правонарушению, и соответствующая статья 130 находилась в Уголовном кодексе.

Поручение о переводе указанной статьи в КоАП РК Глава государства озвучил на заседании Национального совета общественного доверия в декабре 2019 года.

«Мною принято решение декриминализировать статью 130 УК РК и перевести ее в разряд административных правонарушений. При этом нужно защитить граждан от клеветнических действий», - сказал Президент на заседании НСОД.

Были разработаны соответствующие законодательные поправки. Глава государства 27 июня 2020 года подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования исполнительного производства и уголовного законодательства», и статья 130 (клевета) из Уголовного кодекса стала 73 статьей Кодекса об административных правонарушениях. При этом наказание за клевету осталось достаточно жестким.

Согласно новой 73 статье КоАП РК, клеветой признается «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию». За клевету предусмотрено наказание в виде штрафа, накладываемого на физическое лицо, в размере 160 МРП (466 720 тенге) или арест на 15 суток. На должностное лицо штраф накладывается в размере 550 МРП (1 604 350 тенге) или арест на 20 суток. При этом за то же деяние, совершенное публично или с использованием СМИ или сетей телекоммуникаций предусмотрен штраф для физлиц 180 МРП (525 060 тенге) или 20 суток ареста, для должностных лиц – 650 МРП (1 896 050 тенге) или 25 суток ареста.

Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 статьи 73, объединенные с обвинением в совершении коррупционного, тяжкого или особо тяжкого преступления, а равно повлекшие тяжкие последствия, влекут штраф на физическое лицо в размере 200 МРП (583 400 тенге) либо арест на 25 суток, на должностное лицо – штраф 750 МРП (2 187 750 тенге) либо арест на 30 суток.

Кроме того, одновременно с декриминализацией статьи за клевету, по инициативе Президента были внесены изменения и в 174 статью Уголовного кодекса (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни).

«Предлагается гуманизировать данную статью – внести изменения в существующую редакцию, более корректно ее изложить», - отмечал Касым-Жомарт Токаев на заседании НСОД в декабре 2019 года.

В результате поправок изменилось наименование статьи, - в заголовке слово «возбуждение» розни заменено на «разжигание», что позволяет конкретизировать случаи, с которых может быть применена статья 174. Также по первому пункту статьи было смягчено наказание. К существующим санкциям – ограничению свободы на срок от 2 до 7 лет либо лишению свободы на тот же срок – добавлена возможность выплатить штраф в размере от 2000 до 7000 МРП ( от 5 834 000 тенге до 20 419 000 тенге).

Как отметил на своей официальной странице в Facebook помощник Президента РК Ерлан Карин, Касым-Жомарт Токаев выдвинул несколько пакетов демократических реформ, которые в комплексе представляют собой серьезный и объемный набор преобразований.

Так, по его словам, первый реформ, представленный на заседании НСОД 20 декабря 2019 года, уже полностью обрел форму нормативных правовых актов и реализован на практике. В частности, снижен регистрационный барьер для создания партий с 40 тысяч до 20 тысяч человек, введена 30-процентная квота для женщин и молодежи в избирательных партийных списках. Декриминализирована статья за клевету и гуманизирована статья 174 Уголовного кодекса. Принят абсолютно новый закон о митингах. Также Казахстан присоединился ко Второму Факультативному протоколу Международного пакта о гражданских и политических правах, в результате чего в стране была отменена смертная казнь.

В рамках второго пакета реформ, который содержался в Послании Президента от 1 сентября 2020 года, Глава государства инициировал переход к прямым выборам сельских акимов в 2021 году, разработку Концепции развития местного самоуправления и Закона «Об общественном контроле» и создание единого института онлайн-петиций. Как отметил помощник Президента, особое внимание в рамках второго пакета уделено защите прав человека.

В третий пакет реформ вошли изменения выборного законодательства и ряд поправок, направленных на совершенствование системы защиты прав человека, в частности, Глава государства отметил необходимость принятия отдельного закона об омбудсмене и поручил укрепить аппарат Уполномоченного по правам человека.

«Глава государства предложил снизить порог прохождения политических партий в Мажилис с 7 до 5%. Благодаря этой норме усилится политическая конкуренция, многие партии увеличат свои шансы пройти в Парламент. Она также позволит учесть мнение максимально широких слоев населения при выработке государственной политики. Введение графы «против всех» на выборах всех уровней даст избирателям легитимный инструмент для выражения альтернативной позиции», - подчеркнул Ерлан Карин.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1929513-posledovatelno-i-poetapno-kak-realizuyutsya-demokraticheskie-reformy-v-kazahstane/