Основной закон страны: реформы и трансформации
Опубликовано:
Конституции Казахстана в этом году исполняется 26 лет, за такой короткий по историческим меркам промежуток наш Основной закон прошел путь глубокого реформирования. При этом поправки не поменяли основы Конституции, которую составляют идеи согласия и стабильности.
Намного старше
Измерение возраста Основного закона оказывается не совсем корректным, если обратиться к истории. На территории современного Казахстана первая конституция была принята 95 лет назад. Тогда это был Основной закон для Казахской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР, утвержденный в 1926 году. Позднее Казахстан получил иной статус – Казахской ССР, и для него появилась новая Конституция в 1937 году. В свою очередь, и эта версия была реформирована настолько, что в 1978 году появился совершенно новый документ.
И вот как раз по Конституции 1978 года Казахстан жил до момента принятия нового Основного закона для независимого государства – Республики Казахстан за некоторыми исключениями. Как и в Конституциях большинства союзных республик, в казахстанской в начале 90-х появились положения, которыми главой исполнительной и распорядительной власти стал Президент, а Совет министров стал Кабинетом министров.
«Верховный Совет Казахстана 24 апреля 1990 года учредил должность Президента Казахской ССР. По итогам голосования («за» – 317, «против» – 18) высший республиканский представительный орган делегировал мне президентские полномочия. Сама логика жизни потребовала от нас сделать этот шаг. Не существовало иного способа противостоять авторитарным методам союзных структур в экономике и национальной политике. Только президентская власть могла стать реальной силой, которая консолидирует усилия исполнительной и законодательной власти, обеспечит эффективную деятельность государственного механизма, преодолеет жесткую централизацию экономики, защитит интересы республики и ее граждан», - отмечает Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своей книге «Эра независимости».
Реформирование казахстанского законодательства в эти годы не ограничивалось внесением изменений в Конституцию. В 1991 году 15 февраля принят Закон «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР».
Также в 1991 году в связи с обретением Независимости Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики» (10 декабря 1991 г.), Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» (16 декабря 1991 г.), Закон «О гражданстве Республики Казахстан» (20 декабря 1991 г.).
По новым правилам
В начале 90-х годов прошлого века Казахстан, ранее бывший союзной республикой, начал свое существование в новом статусе независимого государства. По сути, появилась новая страна с совершенно иным экономическим, политическим и общественным устройством. И действовавшая с 1978 года Конституция, даже с учетом внесенных изменений, уже не соответствовала требованиям объективной действительности.
Как отмечает в книге Нурсултан Назарбаев, суверенный Казахстан нуждался в новой Конституции – правовом фундаменте для дальнейшего развития как современного цивилизованного государства.
«От Верховного Совета требовалось в кратчайшие сроки, без проволочек, подготовить проект новой Конституции независимого Казахстана, однако депутаты по каким-то своим политическим соображениям не торопились этого делать. В отличие от них я отдавал себе отчет, что медлить нельзя: шаткая, непрочная политическая ситуация в СССР накануне его гибели делала любое промедление смерти подобным», - подчеркнул Первый Президент.
В результате над новой версией Конституции трудилась специальная рабочая группа, созданная по поручению Елбасы. В нее входили известные юристы и правоведы. Плод их трудов был принят Верховным Советом 28 января 1993 года.
«Почти сразу же после вступления Конституции в силу обнаружилось, что она полностью оторвана от реальности и не может служить правовой основой государственного строительства. Верховный Совет, отдавший голоса за эту Конституцию, еще раз продемонстрировал фатальный разлад с новой эпохой», - отмечает Первый Президент в книге «Эра независимости».
Но прежде, чем вновь изменилась Конституция, поменялся орган, который ее принимал. Верховный Совет Казахстана был признан Конституционным судом нелегитимным в марте 1995 года, после чего был распущен. Глава государства взял на себя законодательные полномочия и за год принял около 140 Указов, имеющих силу Закона. Ранее за такой же период Верховный совет принимал 7 законов.
И вновь была создана рабочая группа для создания Конституции, отвечающей велению времени и новым казахстанским реалиям. Во главе группы стоял тогдашний министр юстиции РК Нагашбай Шайкенов. К обсуждениям также подключился и Первый Президент.
«Проштудировал огромное количество юридической литературы по конституционному устройству, изучил опыт других стран в решении таких вопросов, как взаимодействие ветвей власти, деятельность политических партий, права и свободы человека, права собственности», – поделился в книге Нурсултан Назарбаев.
Новая Конституция была вынесена на всенародный референдум 30 августа 1995 года. За нее проголосовали 90% участников референдума, и таким образом была принята Конституция Республики Казахстан, по которой страна живет и сегодня.
Одним из ключевых моментов нового Основного закона стали закрепленные в Основном законе по настоянию Первого Президента положения о базовых принципах РК, среди которых - общественное согласие, политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.
Новая Конституция провозгласила идеологическое и политическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом.
Шаги трансформации
Конституция Республики Казахстан, принятая в 1995 году, реформировалась несколько раз. В каждом случае, как отмечают эксперты, поправки были связаны с тем, что страна выходила на новый уровень развития.
Впервые Основной закон независимой республики был скорректирован в 1998 году. Всего внесено 19 поправок, направленных на совершенствование избирательной системы, повышение роли политических партий, расширение полномочий Парламента. Также изменения касались обеспечения свободы прессы, формирования независимой судебной системы, увеличения представленности женщин во всех органах власти.
С этого момента в Казахстане начались реформы избирательной системы с переходом к смешанному варианту. Выборы в Мажилис теперь проводились и по одномандатным округам, и по партийным спискам. Политические партии таким образом получили возможность бороться за депутатские мандаты, 10 кресел в Мажилисе распределялись между партиями в зависимости от числа проголосовавших за их списки избирателей.
Срок полномочий депутатов Мажилиса составил 5 лет, депутатов Сената – 6 лет.
«Поправки, внесенные в Конституцию Республики Казахстан в октябре 1998 года, придали дальнейший импульс развитию политической системы и демократизации страны», – отметил Нурсултан Назарбаев в книге «Эра независимости».
Второй этап конституционной реформы, датированный 2007 годом, был озвучен Первым Президентом на совместном заседании палат Парламента. Нурсултан Назарбаев заявил о переходе к новому этапу демократизации. Результатом реализации инициатив Елбасы стал законопроект с поправками в Конституцию. В итоге поправками число депутатов Парламента в целом увеличено до 154. Была изменена и значительно упрощена процедура выражения Мажилисом вотума недоверия Правительству либо одному или нескольким министрам. Также выборы депутатов Мажилиса стали проходить не по мажоритарной (большее число избирателей за кандидата), а по пропорциональной системе (большее число голосов за партию). Введена процедура назначения Премьер-министра с согласия большинства депутатов Мажилиса.
Необходимо отметить важнейшую поправку, внесенную в Основной закон РК в 2007 году. Благодаря этому Ассамблея народа Казахстана была наделена правом избирать из своих членов депутатов Мажилиса в рамках установленной квоты. Таким образом, АНК получила парламентский статус.
«Масштабная конституционная реформа 2007 года была принята во внимание международным сообществом, когда решался принципиальный вопрос о предоставлении Казахстану права председательствовать в ОБСЕ. Это был крупнейший внешнеполитический успех страны и одновременно – результат успешного хода внутриполитических преобразований», - отметил Первый Президент в книге «Эра независимости».
В 2011 году изменения были внесены в Конституцию в третий раз. Поправками было установлено: внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента РК и проводятся в порядке и сроки, установленные конституционным законом (новый пункт 3-1 статьи 41 Конституции Казахстана).
Третья модернизация Казахстана
Четвертая конституционная реформа, проведенная в 2017 году, стала критически важной для Казахстана. Первый Президент в начале года обозначил три направления дальнейших преобразований – политическая и в том числе конституционная реформа, преобразования в экономике и модернизация общественного сознания. В комплексе указанные реформы получили название «Третьей модернизации Казахстана».
Большой резонанс вызвали поправки, внесенные в рамках этого процесса в Конституцию РК. В частности, большой объем полномочий был передан от Президента Парламенту и Правительству. За Главой государства в качестве приоритетных остались стратегические функции – роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти, решения во внешнеполитической сфере, вопросы национальной безопасности и обороноспособности страны.
При этом достигался важный результат – повышение ответственности ключевых государственных институтов и усиление их роли. Правительству переданы полномочия по утверждению по согласованию с Президентом государственных программ и обеспечение их выполнения.
Также поправками закреплено, что Глава государства теперь только после консультации с Премьер-министром и председателями Мажилиса и Сената может прекращать досрочно полномочия маслихата любого уровня. Также назначать акимов Президент может с согласия маслихатов, областей, городов республиканского значения и столицы.
«Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными», - указано в реформированной версии пункта второго статьи 91 Основного закона.
Важным изменением стало и то, что по Конституции теперь лишение гражданства Казахстана допускается по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам страны. Также в категорию неконституционных действий вошли действия не только против межнационального, но и против межконфессионального согласия.
«Конституционные реформы 2007 и 2017 годов и План нации 2015 года по реализации Пяти институциональных реформ вновь установили прямую связь между фазой экономического роста страны и ее политической модернизацией», - резюмирует в своей книге Нурсултан Назарбаев.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1929519-osnovnoy-zakon-strany-reformy-i-transformatsii/