Top.Mail.Ru
Политика

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Почему Концепция семейной и гендерной политики нуждается в изменениях

Опубликовано:

Иллюстративное фото
Иллюстративное фото: pixabay

Вопросы развития семейной и гендерной политики в Казахстане в последнее время стали объектом особого внимания со стороны общества. Своим мнением о том, каких изменений требуют новые реалии и какие инструменты внедряет государство для развития этой сферы, корреспонденту NUR.KZ рассказала политический консультант, PhD, аналитик-менеджер центра по изучению института семьи КИОР Дина Айкенова.

- Как на Ваш взгляд, на сегодняшний день реализуется семейная и гендерная политика в Казахстане?

- Казахстан принял ряд законодательных актов и концептуальных документов в данной сфере. С институциональной точки зрения функционирует Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республике Казахстан, созданы Комитет по делам молодежи и семьи, центр по изучению института семьи.

На протяжении последних лет ведется активная работа по исследованию вопросов семьи и женщин, например, центром по изучению института семьи КИОР «Рухани жаңғыру» подготовлены национальный доклад «Казахстанские семьи», аналитические отчеты по социальному портрету сельской семьи, моделям родительства и развития родительского потенциала в Казахстане. На данный момент ведется коллективная работа по подготовке национального доклада по щепетильной и актуальной теме «О противодействии семейно-бытовому насилию в Казахстане».

Что касается вопросов гендерного равенства, то следует упомянуть о квотах для женщин в избирательных партийных списках, внедрение «женской ипотеки».

- Глава государства в своем Послании объявил о необходимости актуализировать Концепцию семейной и гендерной политики Казахстана. Как Вы считаете, какие изменения необходимо отразить в данном документе?

- Концепция была принята в 2016 году и с того момента произошли изменения как в вопросах реализации гендерного равенства, так и в сфере семейной политики. Документ устарел морально, обоснование актуальности в концепции нуждается в изменениях, соответствующих новым казахстанским реалиям.

Возникли новые точки, требующие повышенного внимания и рассмотрения в рамках обновленного варианта концепции. Например, помощь многодетным и монородительским семьям, вопросы качества образования, разводов, безопасности, контрацепции подростков и сельских женщин, доступ женщин к руководящим должностям, харрасмент на рабочем месте. Также в концепции не упоминается противодействие ложным общественным установкам.

Можно бесконечно менять законы, но, если не работать с обществом, не пропагандировать ценности равенства и уважения к личности в независимости от пола и возраста через образование и информационную политику, все бесполезно. Концепция отражает стратегическое видение будущего того, как будет складываться жизни казахстанских семей и женщин. Поэтому рекомендуется включить идеологический компонент в документ.

Не учитывается интерсекциональный подход к гендерной политике – то, как меняется жизнь и какая помощь нужна женщинам с инвалидностью или сельской семье.

Между тем, на мой взгляд, следует разделить семейную политику и гендерную. Традиционно благополучная женщина у нас воспринимается только находясь в браке. Тем не менее, самореализация женщины не ограничивается семьей. С каждым годом казахстанские женщины все позже выходят замуж и рожают детей.

Поэтому рекомендуется отделить гендерную политику от семейной, расширив направления гендерного равенства, гендерного бюджетирования, представленности женщин в экономике, политике, науке и т.д. Отделение гендерной политики позволит полноценно представить интересы женщин и сосредоточиться на основных показателях для улучшения позиций Казахстана в международных рейтингах.

- Вы говорили о том, что в актуализации Концепции необходимо обратить внимание на поддержку семей. А что нужно сделать для совершенствования института брака и семьи в Казахстане?

- Это вечная дилемма. С одной стороны, вмешиваться в семью и брак не нужно с моральной точки зрения. С другой стороны, государство должно обеспечить соблюдение и защиту прав человека. Например, в случае насилия. В этом случае необходим грамотно и однозначно разработанный Закон о противодействии семейно-бытовому насилию.

Важно создать условия, новые рабочие места, качественное образование и здравоохранение, помогать уязвимым семьям, распространить мысль о норме обращения к специалистам, психологам.

- На Ваш взгляд, какие перспективы развития ждут сферу семьи и гендерного равенства у нас в стране?

- Семья является частью общества, а любые общественные процессы не статичны. Они изменяются, меняются формы и условия, наступают кризисы. Единого портрета казахстанской семьи нет, как и нет универсального образа казахстанской женщины. Мы все разные, с разными ценностями, приоритетами и условиями, которые и будут влиять на будущее в этой сфере.

В отношении вопросов гендерного равенства ожидается постепенный рост и закрепление представленности женщин в представительных и исполнительных органах власти, на руководящих должностях, в целом повышение гендерочувствительности, если этому не помешают внешние риски.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/1932207-pochemu-kontseptsiya-semeynoy-i-gendernoy-politiki-nuzhdaetsya-v-izmeneniyah/